Обзор СМИ


Угольная промышленность Кузбасса. Хороших кадров много не бывает
24.04.2020


Планы СУЭК по созданию промышленных и культурных объектов в Ленинске-Кузнецком

250 млн каменного угля и ни одного «нулевого»: 2019 год стал очень благополучным для углепрома Кузбасса. Незадолго до того, как администрация региона опубликовала эти данные, мы отправились в Ленинск-Кузнецкий в Центр подготовки и развития персонала СУЭК Кузбасс.

В беседе со специалистами мы спрашиваем: можно ли как-то оценить эффективность работы подобного подразделения? И приходим к выводу, что такие результаты нельзя обратить в цифры или проценты. Но вот же они — самые настоящие результаты: свидетельство перемен в угольной отрасли. И Центр — подразделение, возникшее на гребне волны.

Нам помогала

Директор ЦПиРП Алёна Каргополова Директор ЦПиРП Алёна Каргополова

    «После тяжёлой ситуации 1990-х уровень травматизма в угольной отрасли вроде бы пошёл на спад. А потом, помните, снова был всплеск. То есть все современные системы уже вроде бы установили, а аварии всё равно случались. Это повод задуматься о серьёзности того, что называют «человеческим фактором», и о том, как важно доступно и своевременно доносить до сотрудников информацию о поведении на производственном объекте, о правилах работы с оборудованием», — рассказывает директор ЦПиРП Алёна Каргополова, отмечая, что движение к «нулевому травматизму» — одно из важнейших направлений работы Центра.

Горняк нового века

Но дело не только в этом. Угольная отрасль просто на глазах становится другой: потому-то СУЭК и создал этот огромный современный комплекс, потому и вкладывает в этот направление средства.

По большому счёту, ЦПиРП — это учебное заведение, хотя и необычное, конечно. Здесь можно получить профессию с нуля — и на учёбу приходят вчерашние школьники. Можно повысить разряд — и тогда за парту садятся те, кто уже имеет опыт работы в добыче. А можно вдобавок к имеющейся профессии получить ещё одну смежного профиля. И здесь в амплуа студента может оказаться горняк с таким опытом работы в своей области, что сумеет ещё и сам поучить молодых.

К СЛОВУ

Цпирп СУЭК Кузбасс является частью комплекса, который компания строит в Ленинске-Кузнецком. Помимо площадок чисто индустриального назначения, здесь есть Музей шахтёрской славы и детская площадка. В планах — строительство нескольких спортивных объектов

Мы предположили, что СУЭК взялся за обучение своими силами потому, что отрасли не хватает кадров — не раз доводилось слышать о такой проблеме от горняков. Оказалось, всё не так просто.

    «Дело даже не в кадровом голоде. Хотя хороших кадров много не бывает. Но перед нами сегодня стоит задача развития мультикомпетенций. Раньше человек мог выучиться на ГРП после школы и до пенсии проработать — если ему так комфортно. И даже запрещали получать сразу несколько профессий: сначала ГРП отработай несколько лет, потом уже приходи. Но вот реальная производственная ситуация: есть у нас проходчик, мы блок работ выполнили, а дальше два месяца проходки не будет. А вот если его обучить, скажем, на ГРОЗа, то его на этот период можно будет перевести на это направление. А как пойдёт проходка — наш специалист вернётся к этой работе. Конечно, если у нас молодой человек только-только пришёл в отрасль, то он должен хотя бы полгода поработать, чтобы получить азы. Но потом можно и на две профессии сразу учиться — это только приветствуется», — рассказала Алёна Каргополова.

Сначала горняки в студенты не рвались, тем более что есть негласное противостояние между теми же проходчиками и ГРОЗами. Однако руководство СУЭК нашло действенный метод — финансовый: обладателям нескольких профессий назначили премию.

Сегодня в ЦПиРП повышают свою квалификацию представители разных возрастов, профессий, рабочие и ИТР. Центр работает непрерывно, одновременно здесь находятся от 300 до 500 учеников. За прошлый год обучение прошли больше 15 000 специалистов СУЭК Кузбасс.

К СЛОВУ

С 2016 года центр занимает здание шахты им. А. Д. Рубана, завершившей свою работу. Часть элементов интерьера решили сохранить

Второй трендовый момент — новая техника: машины становятся всё более «умными». Важно научить операторов и механиков работать с ними так, чтобы комбайны или дизелевозы могли показать всё, на что они способны. У компании есть показательный пример работы с машинами Sandvik — их закупили несколько десятков.

    «Комбайны Sandvik — это очень современная техника, «умная» машина. И неправильно такие механизмы осваивать методом «научного тыка». Поэтому мы разработали программу и организовали полноценный процесс обучения.

    Мы собрали бригады, которые будут работать на этих комбайнах, — машинисты, механики, электрослесари. И пригласили представителя Sandvik из Австрии, который работает на заводе-производителе и прекрасно разбирается в этих машинах. Ему помогал специалист новокузнецкого сервисного центра: он тоже обладает нужными знаниями, к тому же смог стать переводчиком. Сначала идут теоретические занятия, а на практику бригада спускалась в забой, где эти комбайны уже работают», — поделилась директор ЦПиРП.

А «экзамен» и вовсе проходил в Австрии, где кузбасские горняки принимали участие в приёмке комбайнов — они уже были собственностью СУЭК. Сами работники назвали такой опыт очень полезным: к началу работ на машинах они уже точно знали, как обнаружить поломку, как её устранить, как сменить масло, как механизм сигнализирует о неполадках.

К моменту нашего визита обучение заканчивали последние группы, всего же курс прошли около 150 работников СУЭК.

Слушая эти рассказы, мы всё больше хотим попасть на настоящий «урок». Занятия идут непрерывно, а значит, возможность есть: нас гостеприимно приглашают в «классы». Здание Центра двухэтажное: на первом — лаборатории, где идут практические занятия, на втором — лекционные кабинеты. Мы сразу идём на практику и попадаем на урок стыковки конвейерных лент.

Эти занятия совсем не похожи ни на школьные уроки, ни на университетские пары. Учителя действуют по принципу «меньше слов — больше дела». Поэтому вместо лекции — короткий инструктаж: кладём так, проверяем здесь, фиксируем тут. Сначала показывает учитель, затем практикуются студенты, а преподаватель — корректирует.

    «Наши преподаватели — это почти всегда бывшие производственники, а кто-то параллельно работает на предприятии и у нас. Сейчас в учебном процессе заняты около 40 таких специалистов.

    Сами видите, наш Центр не похож на школу. Мы, бывает, учим «предпенсионеров» — таких матёрых горняков надо чем-то удивить, чтобы заинтересовать. Поэтому пригласить даже университетского педагога, который прочитает учебники по работе с оборудованием, — это не наш вариант: люди его просто не примут, будут уверены, что здесь они ничему не научатся.

    Поэтому мы действуем в обратном порядке: производственники у нас учатся на педагогов. Это довольно серьёзная профессиональная переподготовка, процесс занимает около года. Но это тоже необходимо: мало знать устройство оборудования, нужно ещё понимать, как построить занятие, как подать материал — нужна методика», — комментирует Алёна Каргополова.

А учебная группа тем временем уже перемещается к другим стендам. Сегодня в программе ещё и изучение конструкции шахтных кабелей: преподаватель демонстрирует изделие в разрезе и комментирует устройство и назначение каждого элемента. Также «студенты» разбирают технологию воссоздания электрической изоляции с помощью компаундов.

К СЛОВУ

Сегодня в Центре действуют девять лекционных аудиторий, семь лабораторий, компьютерные и тренажёрные классы

    «Такой метод изоляции на самом деле много лет известен. Но не так давно появились новые муфты, которые заливаются пластиковым компаундом. Производитель — а это компаунд 3M —интересно придумал: есть пакет из двух секций, там компаунд и отвердитель. Между секциями перегородка. Её рвём, всё смешиваем, потом кончик у дозатора отрезаем и заливаем. Удобно!» — рассказывает преподаватель.

Ближе к производству

В отдельном кабинете собраны шкафы управления различными шахтными механизмами. Здесь, как нам объясняют, проходят занятия электрослесари: их учат работать с современными решениями. В качестве наглядных пособий — образцы техники, с которой сегодня работают предприятия СУЭК Кузбасс. Есть, скажем, системы шахтной радиосвязи MRS или образцы элементов системы управления конвейером немецкой фирмы Becker.

Нам рассказали, что этот производитель — очень давний партнёр СУЭК. Первая система управления основным ленточным конвейеров проработала в шахте предприятия больше 10 лет – после этого прошло обновление линейки оборудования. Вообще же автоматизированная система управления и коммуникации производителя многофункциональна.

Она предназначена для управления рудничным технологическим оборудованием, таким как конвейерные линии, проходческие комбайны, добычные комплексы, а ещё — обработки и передачи данных в различных протоколах, голосовой связи, визуализации и видеоконтроля технологических процессов.

На основе решений Becker даже построена система центральной диспетчерской где аккумулируется информация о деятельности нескольких угольных предприятий с 2013 года — то есть, это огромный массив данных.

А вот и отечественное решение — система оперативного диспетчерского управления энергоснабжением ДЭП. С российскими поставщиками тут, кстати, вообще дружат. Так, нам демонстрируют головной светильник, который разработала наша компания «Гранч».

К СЛОВУ

За подготовку кадров в СУЭК отвечает Герой России Сергей Волков — космонавт, совершивший три полёта. В настоящее время он заместитель директора угольной компании по производственным операциям

Многофункциональный фахтный светильник «Гранч»

Точнее, это не просто светильник, а этакий шахтёрский многофункциональный гаджет. Здесь есть функция аэрогазового контроля — можно мониторить содержание метана и кислорода в воздухе. Тут же система радиосвязи, то есть горняк может связаться с диспетчером. Есть также датчик движения: если человек не двигается больше 5 минут, ему посылается голосовой сигнал, а поскольку тут же — система позиционирования, в критической ситуации диспетчер может определить, куда отправить помощь. Демонстрационное оборудование, кстати, вполне себе настоящее — этот экземпляр раньше работал на шахте им. А. Д. Рубана.

Работники центра отмечают, что сегодня шахта вообще стала намного безопаснее, чем была ещё, скажем, 20 лет назад: автоматизированные решения берегут шахтёров. Например, ещё недавно существовала проблема, когда горняки «катались» на конвейере для транспортировки угля. Это запрещено техникой безопасности, но в шахте пешие прогулки — то ещё удовольствие. А из-за несанкционированной нагрузки может возникнуть задымление. Сегодня в таких ситуациях автоматика просто тормозит конвейер.

Параллельная реальность

О системе «Виртуальная шахта» нам рассказывала Алёна Каргополова во время нашей стартовой беседы. Конечно же, мы не могли пройти мимо такого чуда техники, тем более что всё это решение создано здесь же: СУЭК Кузбасс был инициатором этого проекта, реализовала его команда местных специалистов.

Для тренировок отвели специальное помещение. Здесь есть пост, условно скажем, диспетчера, который следит за происходящим на экране и создаёт задания. Комната разделена тканевыми перегородками на пять отсеков, похожих на примерочные. Здесь тренируются участники, чтобы не мешать друг другу и не видеть коллег нигде, кроме как в виртуальном промышленном пространстве.

Ну что, классика: очки, джойстики — и двое «студентов» начинают ликвидацию аварии. Павел Гусев — разработчик «Виртуальной шахты» — даёт им сложное задание: необходимо ликвидировать возгорание на ленточном конвейере в тупиковой выработке.

    «Если возгорание произошло на том участке, где есть вентиляция, это намного проще, а тут ситуация нестандартная, и, если не следовать правилам ТБ, легко можно получить травму. Видите: мы погружаем сразу двоих в одну и ту же реальность, их задача — работать слаженно, только так можно устранить аварию», — комментирует Павел.

На экране — что-то вроде компьютерной игры, хотя всё очень натуралистично. Дыма в нарисованном забое становится всё больше, а два виртуальных рабочих никак не могут прийти к согласованным действиям. Павел улыбается и даёт им несколько подсказок, а для нас объясняет: такая программа как раз и даёт возможность сымитировать ситуацию, которую нельзя воссоздать на полигоне. Но навыки всё же лучше отработать.

Недавно программа СУЭК Кузбасс даже ездила «на гастроли» — это был один из официальных этапов международных соревнований горноспасателей в Екатеринбурге. Да и вообще, это хороший элемент профориентации — возможность заинтересовать профессией школьников и студентов. Молодые люди, говорит Павел, просто в восторге — это же подготовка в формате игры. Глядя, с каким азартом выполняют задания взрослые мужчины, мы охотно верим.

Аварию наконец удаётся ликвидировать, и автор даёт «горнякам» новое задание: в нарисованной шахте происходит обрушение, с рельса сходит дизелевоз. Массивная техника повисает и вот-вот рухнет на землю. Мы интересуемся у Павла, откуда он так хорошо знает устройство шахты, ведь он инженер-разработчик, а не горняк.

    «Пришлось очень много читать: о правилах техники безопасности, об особенностях механизмов, влиянии различных факторов на организм человека. Нужно ведь, чтобы была максимальная реалистичность: мы не играем, а тренируемся. Вот, например, задымление: если участник ничего не предпринял, то через 7 секунд его персонаж просто падает. А что касается упавшего дизелевоза, то тут не нужно быть горняком, чтобы понять, как именно это произойдёт, — нужны знания физики. У меня есть модель выработки, есть масса и габариты техники — дальше пошли расчёты», — объясняет разработчик.

Время поговорить

Для полноты картины мы просим провести нас ещё и в лекционные аудитории. Наши провожатые сначала отнекиваются: мол, выглядит процесс как обычное университетское занятие — неинтересно. Но мы всё-таки напросились — и не зря.

Мы попадаем на тренинг по поведенческому аудиту безопасности. Это постоянная работа ИТР — таким образом удаётся предотвратить опасное поведение сотрудников. На тренинге — ведущие специалисты со всех предприятий СУЭК Кузбасс. Менеджер по оценке персонала Владимир Максимов объясняет: если методику освоят эти профессионалы, то они уже смогут донести эти знания до своих подчинённых.

    «Здесь мы стараемся минимизировать человеческий фактор. Аварии нередко происходят именно из-за того, что люди не соблюдают технику безопасности: или не знают о правилах поведения, или не отдают себе отчёт в том, к каким последствиям это может привести.

    Таких ситуаций стало меньше, но мы стремимся к «нулевому травматизму». Наша задача — обеспечить лингвистическую эффективность коммуникации и повысить уровень ответственности сотрудника, не прибегая к наказанию. Иными словами, договориться», — объясняет г-н Максимов.

Обучение проходит в форме ролевой игры. В процессе задействованы двое — остальные наблюдают, после — комментируют. Один из участников — в роли проверяющего, второй — сотрудника-нарушителя. Участники тренинга улыбаются, но в игру включаются.

В нашем присутствии разыграли две ситуации. В первой нарушитель был покладист, соглашался с доводами начальства. Во второй — дерзок: отказывался следовать правилам (речь шла о необходимости правильного использования устройств в забое), мотивируя это тем, что у него «план». Владимир Максимов рекомендует задавать открытые вопросы: какие требования предъявляются к устройствам, чем может обернуться их несоблюдение. В обоих случаях диалог состоялся.

    «Поведенческий аудит — интересное направление, одно из новых.

    Организация таких работ — это совместное решение нескольких наших служб. Конечно же, мы не ждём быстрых результатов: не будет такого, что все сразу начнут соблюдать существующие правила — это долгоиграющий процесс. Но вода камень точит», — отметила Алёна Каргополова, когда мы вернулись в её кабинет в финале нашей экскурсии.

Инвестиции в образование

Напоследок мы задаём директору неудобный вопрос — о деньгах. Сам по себе Центр прибыли не приносит, а вложений требует немалых. Как он вписывается в рыночные условия?

    «Тут правильнее говорить не «вложения», а «инвестиции», и если рассуждать о финансовых эффектах, то их несколько. Во-первых, это работа на снижение аварийности и травматизма — мы об этом уже говорили. Во-вторых, нам не нужны контрагенты для подготовки и повышения квалификации наших сотрудников. Причём если учебные заведения готовят специалистов по стандарту, то мы заточены конкретно под нужды нашей компании. Скажем, появился запрос: обучить складских работников тонкостям электронного документооборота. Где бы мы нашли такие курсы? А поскольку мы сами себе хозяева, то быстро разработали программу, нашли преподавателей, провели. Ну и в-третьих, работники осваивают новые технологии, повышается производительность — а это больше угля, больше метров», — объясняет г-жа Каргополова.

Поэтому крылья этому необычному подразделению угольной компании не подрезают — руководство на разном уровне инициативу поддерживает. Поэтому появляются новые курсы, приходят новые преподаватели. А Центр строит новые планы.

Суэк Кузбасс центр подготовки кадров

Например, есть потребность в собственном профессиональном полигоне ТДК. Сегодня здесь такая учебная шахта-полигон, но она осталась ещё со времён работавшей шахты им. А. Д. Рубана, административно-бытовой комбинат которой три года назад занял Центр. Камера необходима для вводного инструктажа всех горных рабочих: один из обязательных пунктов — включение в самоспасатели.

    «Мы хотим сделать полноценный полигон для тренировки горноспасателей. Уже нашли потенциального подрядчика: российская компания создаёт модульные решения», — отметила директор ЦПиРП.

Ещё один проект — полигон для практики водителей БЕЛАЗов. Перед Центром стоит задача готовить кадры для всех предприятий компании — а в их числе и угольные разрезы. Здесь тоже есть предварительные договорённости. Кроме того, в планах приобретение учебных тренажёров — опять же для водителей карьерных самосвалов. Потенциальные поставщики также уже найдены.

Интерактивный электронный тренажёр для шахтного подвесного локомотива

Интерактивный электронный тренажёр для шахтного подвесного локомотива. Подвижная кабина имитирует движение по горным выработкам. Тренажёр разработали специалисты санкт-петербургской Инжиниринговой компании «НЕОТЕК МАРИН», которая специализируется на работе с ВМФ — обучении и тренаже персонала

https://dprom.online/chindustry/ugolnaya-promyshlennost-kuzbassa-horoshih-kadrov-mnogo-ne-byvaet/

 


2024-МАЙНИНГ