Промежуточное решение

Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов посетил 18 марта Кузбасс для решения проблем угольной отрасли


Первый заместитель председателя правительства РФ
Андрей Белоусов посетил 18 марта Кузбасс для решения проблем угольной отрасли

При его посредничестве РЖД и правительство региона договорились об экспорте 53 миллионов тонн угля в восточном направлении в 2020 году.

«Люди заслуживают самого лучшего»

Белоусов прибыл в Кузбасс с однодневным рабочим визитом, в его программе был вертолетный облет территории, посещение одной из шахт и общение с горняками, а также совещания о проблемах угольной отрасли и социально-экономическом развитии Кемеровской области. Делегация состояла из полутора десятка представителей федеральных структур, в том числе министра транспорта РФ Евгения Дитриха и генерального директора АО «РЖД» Олега Белозерова. Последних двоих первый вице-премьер, как он рассказал журналистам, специально взял с собой на экскурсию в шахту, «чтобы они почувствовали тяжесть шахтерского труда».

Напомним, что угольная отрасль — один из крупнейших клиентов Российских железных дорог: на черное золото приходится 29% погрузки в стране и 44% грузооборота. И что еще в конце августа 2018 года на совещании в Кемерове при участии президента РФ был принят ряд важных для угольщиков решений по расшивке направлений поставок угля в страны Азиатского региона. Но прошло больше года, а РЖД практически не выполнили решения правительственной комиссии, подписанные президентом. И это — на фоне катастрофически низких цен на энергетический уголь.

Из-за падения мировых цен на уголь и снижения спроса на этот вид топлива в западных странах бюджет Кузбасса в 2019 году потерял 14,3 миллиарда рублей, а за два месяца текущего года — 4,3 миллиарда.

— Несмотря на все решения о строительстве Восточного полигона, ОАО «РЖД» нарушает графики строительства, и мы не можем выехать на Восточный полигон, где более премиальные рынки, — отмечал, в частности, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

А тут еще новая проблема — коронавирус. К слову, из-за него Андрей Белоусов и поездку в Кузбасс перенес на сутки — надо было отчитываться о ситуации в стране на совещании у президента. А уже по прибытии на шахту участникам мероприятия и журналистам на входе измеряли температуру тепловизорами и предлагали воспользоваться антисептическими средствами. Однако вирус — вирусом, а уголь все равно возить надо…

Делегация из Москвы в сопровождении губернатора региона спустилась в один из забоев шахты «Талдинская–Западная-1», посмотрела, в каких условиях добывается уголь. Позднее Белоусов и Цивилев пообедали с горняками в столовой шахты и побеседовали с ними. На первого вице-премьера, как он признался, увиденное и услышанное произвело сильное впечатление:

–.Мы должны сделать все, чтобы обеспечить этим людям достойную жизнь и достойную зарплату, — прокомментировал Белоусов журналистам. — А это связано сегодня прежде всего с вывозом угля в восточном направлении на экспорт. Задача, из-за которой я сюда приехал. Мы предполагаем принять очень серьезные решения.

— Андрей Рэмович пошел и в шахту: посмотреть, как работает лава. Поздороваться, поговорить с шахтерами, которые там, внизу работают, подняться наверх, а потом идти на совещание — такое погружение в реальную ситуацию Кузбасса дорогого стоит, — отметил Сергей Цивилев.

Восток — первый важный шаг

В итоге обсуждения вывозной проблемы РЖД и власти Кузбасса договорились об экспорте в нынешнем году не менее 53 миллионов тонн угля на восток. В частности, по информации Олега Белозерова, железнодорожники намерены развивать необходимую инфраструктуру для максимально возможного удовлетворения потребностей грузоотправителей региона. РЖД планируют ускорить строительство дополнительных железнодорожных путей и развитие станций на участках Мариинск—Тайшет, Междуреченск—Тайшет, Хабаровск—Находка (подробнее на стр. 14-17).

Со своей стороны, правительство Кузбасса намерено организовывать обсуждение вопросов повышения эффективности и технологичности функционирования и развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на территории региона. В том числе вопросов привлечения инвестиций в развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования путем переговоров, совещаний, рабочих встреч и других мероприятий, проводимых с участием представителей исполнительных органов государственной власти Кемеровской области.

Эти условия закреплены в подписанном по итогам состоявшегося 18 марта совещания дополнительном соглашении между РЖД и правительством региона. Основной документ между сторонами, со сроком действия до 2035 года, напомним, был подписан еще в июне 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме.

— В этом соглашении мы договорились, что с помощью правительства получили поддержку квотирования объема. Еще какой-то промежуток времени назад мы имели возможность принимать заявки только за месяц до перевозки груза. Данное соглашение позволяет угольщикам иметь гарантию до конца года, что означает в том числе и лучшие цены, и возможность планировать свою работу, — уточнил Олег Белозеров.

По мнению Сергея Цивилева, дополнительное соглашение станет одним из первых шагов по выходу из кризиса в угольной отрасли.

— Серьезное компромиссное решение, потому что РЖД придется сейчас взять повышенные планы, потому что за первые два месяца мы «провалились». Потери надо будет компенсировать и по результатам этого года выйти на восточное направление не ниже, чем было в 2019 году, — отметил губернатор. — Это большой шаг вперед, но мы продолжим переговоры и будем добиваться дальнейшего улучшения условий для наших угольщиков.

А Андрей Белоусов предложил создать отдельное законодательство для модернизации Восточного полигона, как это делалось во время строительства Крымского моста и подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи. По его мнению, депутаты Госдумы могли бы принять необходимый пакет законов уже в течение нынешней весенней сессии.

Также было решено создать оперативный штаб по вывозу угля из Кузбасса, его возглавит министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Мера была принята по указанию первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова и председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Штаб намеревается мониторить этапы и объемы, которые будут вывозиться в первую очередь в восточном направлении.

Не только уголь

В ходе еще одного совещания, посвященного стратегии развития Кузбасса и инвестиционным проектам, реализуемым в регионе, при участии первого вице-премьера был затронут ряд наболевших проблем в других сферах, которые невозможно решить без федеральной поддержки.

Так, Андрей Белоусов пообещал, что проект строительства автодорожного объезда города Кемерово станет приоритетным для включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. К слову, в ходе совещания министр транспорта РФ Евгений Дитрих уточнил, что стоимость автомобильной трассы в обход Кемерова составит около 41 миллиарда рублей. На сегодня, напомним, Кемерово остается единственным областным центром Сибири, через который проходит федеральная трасса, активно используемая транзитным автотранспортом, в том числе большегрузами.

Еще один важный вопрос для Кузбасса — реконструкция терминалов двух международных аэропортов и взлетно-посадочных полос. Последние, в частности, можно реконструировать только на федеральные средства, но Кузбассу пока не удалось попасть ни в одну из федеральных целевых программ.

Как уточнил в ходе дискуссии министр транспорта РФ Евгений Дитрих, возможность реконструкции аэропорта «Спиченково» в Новокузнецке можно будет оценить по итогам получения прогноза пассажиропотока к концу 2020 года. А пока в приоритете — также нуждающийся в реконструкции аэропорт в Кемерове, показывающий существенные темпы роста пассажиропотока. Согласно имеющемуся проекту, в Кемерове должен быть построен в 2021 году новый терминал, рассчитанный на обслуживание до 1,5 миллиона человек в год — вдвое больше, чем может принять имеющееся здание.

Александр ПОНОМАРЕВ


 Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства РФ:

— Я считаю, что мы задолжали Кузбассу, потому что мы сдвинули на два года фактически сроки ввода объектов, которые предполагали сдать раньше. Сейчас будем наверстывать отставание. Это касается ближайшего будущего, а прямо сейчас нам нужно выйти на объемы вывоза угля не ниже, чем в прошлом году.

 Сергей Цивилев, губернатор Кубасса (Белусову во время обеда в столовой — Прим. ред.):

— У ребят растут дети. Нужно определяться, куда их дальше отправлять, какую специальность они себе выберут. Они, конечно, хотят, чтобы шли по стопам. По стопам — значит они должны уверены быть, что это предприятие угольное будет работать так, что еще сыну и внуку хватит. Значит нужно не только один год вывоз угля [обеспечить], нужен вывоз угля на длительную перспективу... Вы видели, что они [шахтеры] делают, в каких условиях работают. Это особенный народ: он все делает, даже больше, чем нужно, но он никогда за себя не просит. Вот это особенность такая в Кузбассе: никогда за себя не просит. Поэтому я сегодня от имени ребят представляю интересы всех жителей Кузбасса. Мы много делаем, Кузбасс очень много делает. Вы видели, как развивается [угольная отрасль], как мы стараемся. Но ситуация сейчас настолько тяжелая, что нам нужна ваша помощь, поддержка правительства.

 Евгений Дитрих, министр транспорта России:

— Сегодня на территории Кузбасса реализуются масштабные проекты в дорожно-транспортной сфере.

Я бы хотел похвалить Кемеровскую область за работу в рамках нацпроекта. «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Запланированные 2,3 миллиарда рублей прошлого года были использованы практически полностью, 99,9%. Мы сегодня проехали по улицам Кемерова, и это, конечно, высокое качество.

 Олег Белозеров, генеральный директор АО «РЖД»:

— Соглашения направлены на максимальное обеспечение потребности кузбасских предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом.


2024-МАЙНИНГ