То, что нам нужно

Почему руководители и работники многих разрезов Кузбасса прочим машинам предпочитают БЕЛАЗ


«Белазистами» в Кузбассе зачастую называют всех водителей «карьерников», хотя на перевозке горной массы трудятся не только самосвалы БЕЛАЗ. Настолько прочно въелся в сознание человека автопром дружественной страны.

Региональный автопарк белорусских большегрузов огромен, и ежегодно пополняется. Так, в 2020-м база карьерного автотранспорта АО «Междуречье» вырастет на 24 новых БЕЛАЗа (общее число этих машин за прошедшую пятилетку увеличилось с 71 до 98 единиц, обновление составило 38%). Участок автотранспортного управления «СУЭК-Кузбасс» недавно обновился пятью карьерными автосамосвалами БЕЛАЗ-75306 (в АТП разрезоуправления сегодня 55 автосамосвалов БЕЛАЗ грузоподъемностью 130 и 220 тонн). Гараж «Стройсервиса» в текущем году пополнился сразу восьмью новыми белорусскими машинами. А на разрезе «Барзасское товарищество» запущен в эксплуатацию первый именной БЕЛАЗ, названный в честь выдающегося ученого мирового уровня академика Владимира Ржевского. Перечень можно продолжить, однако интереснее узнать — почему, все-таки «БЕЛАЗ Кузбассу люб?».

Ответов много, но больше всего мне понравился следующий:

— Эта машина уважения человеку добавляет. И сам себя уважаешь, и другие.

Пополнение семейства

Ну а за подробностями я отправилась в УК «Южный Кузбасс». Ведь летом 2019-го в компании закупили и выпустили на линию 11 новых БЕЛАЗов. Общая стоимость этих гигантов составила более полутора миллиардов рублей!

Во время запуска в эксплуатацию первого самосвала «БЕЛАЗ 75306», приобретенного для Томусинского автотранспортного управления, Игорь Ритиков, управляющий директор ПАО «Южный Кузбасс», отметил, что включение в производственный цикл значительного количества самосвалов заметно повлияет на показатели горняков и компании в целом, способствуя их росту:

— С последних монтажей технологического автотранспорта прошло уже несколько лет, и автомобилисты с нетерпением ждали следующих поставок БЕЛАЗов, необходимых для добычи угля открытым способом.

Александр Садовников, директор Томусинского автотранспортного управления (ТАУ), охотно подтверждает слова директора:

— Томусинцы по достоинству оценили возможности машин. БЕЛАЗы оснащены надежными двигателями Cummins: мощность «сердца» номера №1 из этой серии составляет 2,5 тысячи лошадиных сил! Помимо этого, автомобили имеют централизованную систему смазки, подогреватель охлаждающей жидкости для стабильной работы зимой, систему контроля загрузки и уровня топлива, системы пожаротушения, телеметрии и многое другое. Автомобиль станет кормильцем для опытного, профессионального экипажа водителей гаража «Сибиргинский».

Экипаж Андрея Белоусова, которому был передан тот первый 220-тонник, носит звание передовой бригады. На последней машине аналогичной грузоподъемности водитель экипажа Виктор Чепкасов отработал 13 лет.

— Для карьерного самосвала это рекордный срок, — считает Алексей Ларин, начальник автоколонны №3 гаража «Сибиргинский». — Завод-изготовитель для 306-й марки гарантирует срок службы в восемь лет. Тщательным уходом и бережной эксплуатацией водители продлили активную жизнь своего самосвала почти вдвое!

А что говорит сам Виктор Чепкасов?

— Я с первого дня был счастлив оказаться в кабине настоящего «корабля» горных дорог! Сразу к нему привязался и до сегодняшнего дня считаю этот самосвал родной для себя машиной.

Прежде чем сесть за руль своей первой машины — старенького «сорокача» №627, Виктору Ефимовичу довелось поработать автослесарем.

— А тут машины пришли: БЕЛАЗы №177, 607, 611 — «сорокачи», 170-тонники! В третьей автоколонне меня определили на видавший виды 40-тонник. С того времени успел освоить все основные марки БЕЛАЗов. За двадцать с лишним лет поработал на шести машинах, три из которых принимал новенькими.

Сегодня карьерные самосвалы гаража «Сибиргинский» задействованы на разрезах «Красногорский» и «Сибиргинский». Автомобили обеспечены работой на сто процентов, простои им не грозят. Если наблюдаются задержки у какого-то из экскаваторов, машина тут же перенаправляется в место, где добыча или вскрыша идут без заминок.

Стабильно высокие производственные показатели бригады Андрея Белоусова, которая содержит свою технику в образцовом порядке, позволяет исключить сходы с линии, незапланированные ремонты и простои. Нет сомнений, что новый тяжеловоз обрел добросовестных хозяев, умеющих позаботиться о его исправном состоянии.

Я же отправляюсь на встречу с другим замечательным экипажем Центрального гаража ТАУ, который стал лучшим в Кузбассе по итогам месячника высокопроизводительного труда, объявленного в честь Дня шахтера.

Экипаж — вторая семья

В лицевой карте автотранспортных бригад экипаж Андрея Саламатова занимает верхнюю строчку: при плане перевозки горной массы на минувший месяц в 340 тысяч тонно-километров водители сработали с перевыполнением — 126%. За полугодие этот показатель составил 2630,5 тысячи тонно-километров при плане 2227 тысяч.

Знакомимся. Оказывается, Андрей Саламатов начал работать в гараже «Центральный» 26 лет назад, сразу после службы в армии. Он всегда на связи, будь то отпуск или выходной, не перекладывает свои обязанности на механиков, готов и совет нужный дать, и приехать в гараж, если потребуется. За это и снискал уважение коллег.

— Начинал с «легких» БЕЛАЗов — перевозящих 40 и 55 тонн, тогда же мне впервые доверили руководство бригадой. Когда гараж пополнился новыми самосвалами, вместе с товарищами пересел за руль более мощной машины. Только на этом 130-тоннике восемь лет являюсь бригадиром. Хотя, конечно же, хотелось бы пересесть на более современную машину. Новые углевозы, которые приходят в компанию, оснащены современной рулевой системой, литой рамой. В условиях разрезов это заметно облегчает работу, повышает производительность.

К победе на уровне области водители относятся спокойно и не считают, что сделали для этого что-то сверхъестественное, просто честно трудились, стремились к выполнению поставленных задач и безаварийной работе.

— На разрезах мы все трудимся в одной связке — водители, машинисты экскаваторов и бульдозеров, так что нашу победу заслуженно могут разделить с нами все, кто обеспечивал своевременную отгрузку угля, прокладывал дороги, оказывал помощь, если случались поломки, — уверен Андрей Саламатов.

Полностью разделяет точку зрения коллег Сергей Говорухин. В Центральный гараж он перевелся 11 лет назад. А начинал трудиться в Ольжерасском.

— Большую часть времени я работал на 40-тоннике, потом за рулем 120-тонного автомобиля. Привыкаешь быстро, хватает двух-трех смен, чтобы уже уверенно двигаться по дороге и вставать под погрузку. И вообще считаю, что профессиональный водитель должен уметь работать на любой технике.

В наше время любая машина — это компьютер на колесах, поэтому приходится осваивать и азы работы электронщика, иначе встанешь на обочине из-за случайно оторвавшегося проводка и не будет тебе никакого плана! Большую часть неполадок водители успешно устраняют сами — настоящие универсалы!

Водительское мастерство

И еще одна интересная встреча. Здесь же, в автотранспортном управлении, мне представляют водителя Романа Колганова. Именно он оказался в шаге от пьедестала во время чемпионата на звание «Лучший оператор БЕЛАЗа», прошедшего в городе Жодино Республики Беларусь в начале октября 2019-го. Профессиональную честь автомобилистов компании «Южный Кузбасс» вместе с ним отстаивал еще один водитель Центрального гаража — Иван Ноженко.

Всего лишь пара досадных ошибок во время выполнения практического задания на жодинском полигоне, допущенных от волнения, не позволила Роману Колганову занять призовое место.

— Это молодой белазист, — характеризует товарища Денис Белоногов, начальник автоколонны №1. — Технологическим автомобилем управляет около двух лет. Самосвал у экипажа небольшой: прилично поездивший 55-тонник занят на обслуживании производственных нужд ОФ «Красногорская».

А Иван Ноженко взялся за управление БЕЛАЗом сразу после армии — первым автомобилем был технологический 80-тонник, трудившийся на разрезе «Ольжерасский». Водительское мастерство нарабатывал в сложнейших условиях разреза «Ольжерасский», для которого характерно специфическое залегание угольных пластов, и, соответственно, манера добычи. Низкий уровень забоев и высокие подъемы быстро учат водителей большегрузов профессионализму.

Сегодня на рабочем месте Иван Ноженко управляет 220-тонным БЕЛАЗом, а в Беларуси довелось вернуться к недавнему опыту управления 130-тонником.

Своим выступлением удо­вле­-
тво­рен:

— Междуреченские угольные разрезы служили естественным полигоном, на котором совершенствовались рабочие качества гигантов и наши навыки, — улыбается Роман Колганов. — Кстати, авто­мо­билистов-то­мусин­цев можно смело называть соавторами многих технических решений, примененных в конструкции большегрузов. Об этом я вспомнил во время экскурсии по заводу-производителю легендарной автотехники. Увидел воочию последние образцы БЕЛАЗов, напрямую пообщался с заводчанами и даже высказал свои наблюдения и пожелания конструкторской группе — такое удается далеко не каждому водителю!

— Чемпионат был организован превосходно! — продолжает Иван Ноженко.

Водители смогли увидеть свои машины в процессе сборки, познакомились с изготовлением отдельных деталей и их монтажом, оценили перемещение по цеху — отдельные кран-балки завода имеют грузоподъемность в сто тонн. Это очень мощные устройства, способные поднять в воздух практически самосвал — масса некоторых моделей большегрузов составляет как раз этот показатель.

Сегодня междуреченцы, с первого раза оформившие весомые заявки на будущие победы, не сомневаются, что обязательно окажутся среди именитых коллег в «Клубе операторов БЕЛАЗа», сообщества профессиональных водителей карьерных самосвалов. Связь БЕЛАЗа и Кузбасса — крепкая опора для будущего.

Подтверждение этого тезиса предложил мне Андрей Кудреватых, заведующий кафедрой эксплуатации автомобилей КузГТУ, кандидат технических наук, доцент.

Под нужды региона

— Мировой автопром предлагает кузбасским разрезам огромный выбор техники, — говорит Андрей Кудреватых. — Стоит ли сомневаться, что при наличии больших инвестиционных средств руководитель предприятия, как и простой водитель легкового автомобиля, смотрит в сторону западных, восточных лидеров автопрома.

С жодинским БЕЛАЗом КузГТУ имеет давние партнерские связи. В университете открыта лаборатория электрооборудования карьерных автосамосвалов, визитной карточкой которой является динамический автотренажер-симулятор Forward БЕЛАЗ (имитация модели БЕЛАЗ-75131).

В гости к нам приезжал посол Республики Беларусь, генеральный директор и конструктор компании ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». Предприятие очень заинтересовано в сотрудничестве с нашим регионом, для чего внимательно изучает условия эксплуатации машин в Кузбассе, постоянно улучшая технические конструкции.

Подстраиваясь под наши нужды, и, кстати, небезуспешно, БЕЛАЗ занял одно из лидирующих мест в «гараже» кузбасской угольной отрасли.

Лично мне часто приходилось слышать от руководителей предприятий положительные отзывы об испытанных временем моделях БЕЛАЗ: 75131 — 130 тонн, 75306 — 220 тонн в плане их надежности и практичности, именно для условий кузбасской карьерной работы. Неоспоримым достоинством данной техники является ее цена.

Со временем надежность техники БЕЛАЗ поднимется до уровня мировых производителей, и она уже точно будет в большем объеме востребована в Кузбассе.

Лариса Филиппова


2024-МАЙНИНГ