Обзор СМИ


Открытая перевалка угля остается актуальной проблемой для припортовых городов России
06.11.2020


Месяц назад Министерство транспорта РФ сообщило о намерении представить на рассмотрение правительства законопроект, который запретил бы открытую перевалку угля. Такое решение решило бы проблему распространения угольной пыли, от которой страдают жители ближайших к перевалочным терминалам населенных пунктов. РЖД-Партнер обсудил инициативу ведомства и ее актуальность с проректором по научно-инновационной деятельности Санкт-Петербургского горного университета Марией Пашкевич, которая ответила на запрос редакции.

Открытая перевалка угля остается актуальной проблемой для припортовых городов России

– Мария Анатольевна, насколько существенна проблема угольной пыли в настоящее время? Какие регионы страдают больше всего?

 

– Актуальность проблемы, связанной с загрязнением атмосферного воздуха населенных мест угольной пылью, подтверждается рядом принятых в последние годы нормативных правовых актов Российской Федерации. На основании стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, одобренной Морской коллегией при правительстве РФ 28.09.2012 г., три четверти экспортных поставок угля из России (75%) осуществляются через российские порты. Основные объемы перевалки угля в России приходятся на четыре порта: Восточный (г. Находка, Приморский край) – 21,7 млн т (21,5%), Усть-Луга (Ленинградская область) – 18 млн т (17,8%), Ванино (Хабаровский край) – 17,6 млн т (17,4%), Мурманск (Мурманская область) – 13,1 млн т (13%). Именно для указанных регионов проблема снижения загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, расположенных рядом с портами, является наиболее актуальной.

 – Какие источники загрязнения угольной пылью в портовой инфраструктуре на сегодняшний день можно назвать главными?

 – Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются структурные технологические зоны портового специализированного угольного терминала в составе морского грузового фронта, открытых складских площадок, складских грузовых фронтов, транспортной конвейерной системы, железнодорожного грузового фронта разгрузки вагонов и системы приведения груза в транспортабельное состояние, включающие в себя дробильное и сортировочное оборудование, ловители посторонних магнитных и немагнитньж предметов, а также мобильные грейферные и ковшовые машины для штивки на складе перегретого угля.

Основными стационарными неорганизованными источниками загрязнения атмосферного воздуха угольной пылью являются: морской грузовой фронт, включающий причалы и грейферные портальные краны для обслуживания транспортных судов; открытые складские площадки для накопления судовых партий угля и временного хранения; складские грузовые фронты, оборудованные портальными кранами с канатным подвесом грейфера, гидравлическими перегружателями с шарнирным подвесом грейфера, ковшовыми автопогрузчиками (КАП), мобильными конвейерами, мобильными дробильно-сортировочными комплексами с магнитами для восстановления показателей качества угля, включая его транспортабельность; железнодорожный грузовой фронт разгрузки вагонов.

В состав вышеперечисленных технологических зон универсального терминала входит технологическое оборудование и сооружения, являющиеся источниками выделения угольной пыли.

 – Какие альтернативные методы перевалки доступны для российских регионов сейчас?

– На портовом угольном терминале для минимизации выбросов угольной пыли в зависимости от конкретных условий могут применяться различные методы и технологии. По данным справочника наилучших доступных технологий ИТС 46-2019, основные из них следующие:

– создание инфраструктуры для изменения микроклимата на территории терминала, в том числе высаживание лесозащитных полос по периметру терминалов и в санитарно-защитной зоне, строительство ветрозащитных экранов;

 – применение прогрессивного технологического оборудования для создания возможностей преобразования неорганизованных источников пыления в организованные;

 – пылеподавление орошением водой (с «зимним пакетом» для круглогодичного использования с учетом климатических особенностей региона);

 – укрытие объема с источником пыления специальной конструкцией с последующей механической или пневматической уборкой пыли и ее утилизацией (например, закрытие или экранирование открытых конвейерных линий, сопряженных со стакерами-реклаймерами на складах угля);

 – сбор пыли и просыпей угля в целях предотвращения вторичного пыления (регулярная уборка территории порта, включая территории складских площадей, морских и тыловых грузовых фронтов);

 – учет особенностей климатических условий, в том числе преобладающих ветров, на стадии проектирования терминала в качестве ключевых критериев оптимизации планировочных решений при размещении складских штабелей и ветрозащитных сооружений;

 – организационно-технические мероприятия. В целях снижения выбросов при производстве погрузочно-разгрузочных работ необходимо планировать, внедрять и контролировать исполнение специальных организационно-технических, коммерческих и управленческих мероприятий, требований рабочих технологических карт и должностных инструкций.

https://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/otkrytaya-perevalka-uglya-ostaetsya-aktualnoy-problemoy-dlya-priportovykh-gorodov-rossii/


2024-МАЙНИНГ