TECH MINING RUSSIA 2020


Обзор СМИ


Сырьё остаётся в цене
11.11.2020


В ближайшее десятилетие низкоуглеродное производство не сможет вытеснить уголь из сталелитейной отрасли

Всё больше отраслей переориентируются на экологически чистые технологии, и сталелитейное производство не исключение. Одним из ключевых вопросов становится снижение выбросов углекислого газа в атмосферу, для решения которого в мире появляются и реализуются проекты, направленные на переход к «зелёному» производству и создание «безугольных» технологий выплавки металлов. Однако участники рынка считают, что в ближайшие годы новые технологии не смогут заменить уголь в производстве в связи с высокой себестоимостью, тогда реализация проекта по модернизации инфраструктуры Восточного полигона позволит сохранить спрос на российский уголь за рубежом.

«Если рассматривать тренды в отношении потенциала использования угля в будущем, то предполагается снижение потребления этого ископаемого вида топлива, – рассказала «Гудку» генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова. – Долевое участие угля в мировом энергобалансе ждёт снижение, прежде всего на фоне активизации «зелёной» повестки. Нулевые выбросы углерода – это главный приоритет энергетики будущего. В этой связи замещение угля будет производиться за счёт более технологичных видов топлива, в частности особое внимание в настоящее время уделяется потенциалу использования водорода. Интерес к замене коксующегося угля, который используется при выплавке стали из железной руды, на водород проявляют не только компании – лидеры сталелитейной промышленности, но и правительства государств, ориентированных на экологическую повестку».

Среди лидеров, осваивающих технологии синергетического перехода с использованием водорода и альтернативных источников энергии, Тамара Сафонова выделила HYBRIT – совместное предприятие скандинавской сталелитейной компании SSAB, крупнейшего в Европе производителя железной руды LKAB и одного из крупнейших в Европе производителей электроэнергии Vattenfall, который управляет рядом гидроэнергетических объектов.

Проект HYBRIT предусматривает замену кокса водородом, в результате взаимодействия которого с рудой будет образовываться водяной пар. Однако, несмотря на экологические плюсы, затраты на внедрение водородной технологии выплавки на 20–30% выше по сравнению с традиционным методом.

«Будущее будет за технологиями, которые разрабатываются с оглядкой на экологические требования по выбросам углекислого газа (CO2), – считает директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов. – Однако по состоянию на сегодняшний день такие технологии не являются конкурентоспособными в своей себестоимости и не получат распространения в ближайшие десятилетия. Поэтому уголь, несомненно, останется в сталелитейной промышленности».

«Пилотные испытания проекта HYBRIT анонсированы на период до 2024 года, а организация производственного процесса – к 2035 году, то есть путь освоения новой технологии достаточно продолжительный», – соглашается Тамара Сафонова.

«Сталелитейная отрасль постепенно переходит к экологически чистому производству, – считает редактор направления «Мировой рынок коксующегося угля» международного ценового агентства Argus Сью Хуа Сиа. – Нет сомнений в том, что в будущем мы увидим рост «зелёного» производства. Однако это достаточно высокие затраты, которые означают, что значительное распространение технологий производства стали на водородной основе вряд ли произойдёт как минимум в ближайшие десять лет.

Например, ArcelorMittal в этом году поставит покупателям 30 тыс. тонн «зелёной» стали, а к 2022 году планирует довести этот показатель до уровня 600 тыс. тонн. Но это лишь часть их производства, объёмы которого в минувшем году составили 89,8 млн тонн».

«Развитие металлургии идёт по пути максимально возможного сокращения расходных материалов, в том числе это касается и кокса, который производится из коксующегося угля, – отмечает вице-президент Промышленно-металлургического холдинга по стратегии и коммуникациям Сергей Фролов. – На данном уровне технологий достигнут предел по такому сокращению».

По его словам, для существенного влияния водородная металлургия должна быть конкурентна по себестоимости с традиционными технологиями выплавки стали, обеспечивать высокое качество и «всеядность» по сырью.

«В текущей конфигурации это скорее локальная технология, пригодная к определённым условиям и ограниченному продуктовому портфелю, – рассказал Сергей Фролов. – Невозможность удаления вредных примесей при использовании такой технологии приводит к большой зависимости от качества сырья. Стальной прокат, полученный из сырья с высокой долей вредных примесей, сможет применяться только для неответственных элементов в строительных и некоторых машиностроительных конструкциях».

Сью Хуа Сиа считает, что переход к «зелёному» производству в будущем не будет ограничен исключительно Европой. По её словам, Китай, являющийся основным рынком сбыта российского угля, сегодня также двигается в направлении экологически чистого производства.

«Британско-австралийская горнодобывающая компания BHP Billiton заключила соглашение с крупнейшим производителем стали в Китае – компанией Baowu – об инвестировании $35 млн в совместную разработку решений по сокращению выбросов CO2 при производстве стали. Также ряд японских компаний, среди которых фигурируют производитель сжиженного газа Iwatani, нефтеперерабатывающий завод Eneos, сталелитейная компания Kobe Steel, автомобилестроительная корпорация Toyota Motor, фирма Toshiba и другие, в декабре планируют создать японскую водородную ассоциацию с целью развития данного сегмента.

Однако стоит отметить, что производители хорошо осведомлены о затратах, связанных с низкоуглеродным производством. В связи с этим определённые рынки поддерживают углеродоёмкое производство. Это может означать, что в будущем будут внедряться механизмы, увеличивающие затраты на углерод для стимулирования «зелёного» производства», – рассказала Сью Хуа Сиа.

«Для российских угольщиков более важными являются поставки энергетического угля, на который приходилось более 90% экспорта угля из России и около 83% внутренних поставок в прошлом году, – рассказала «Гудку» аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. – Таким образом, даже если в сталелитейной отрасли и произойдёт отказ от угля, это скажется на производителях данного ресурса, однако более важным фактором для них является динамика спроса на уголь в энергетике. И постепенный отказ всё большего числа стран от использования угля в качестве топлива в рамках экологической и климатической политики станет для угольщиков большей проблемой, нежели переход к «зелёному» производству в сталелитейной отрасли».

По словам директора по портовым и железнодорожным проектам ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» Ирины Ольховской, металлургическая отрасль по-прежнему нуждается в угле, несмотря на развитие в мире «безугольных» технологий. «Альтернативы углю мы сегодня не видим, металлургическая отрасль всё ещё нуждается в нём. Также стоит отметить, что есть утверждённый проект развития Восточного полигона, от реализации которого напрямую зависят возможности угольных компаний по увеличению объёмов экспорта на существующие и новые рынки сбыта. Поэтому мы все очень ждём реализации этого проекта», – рассказала Ирина Ольховская.

Напомним, в результате модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей провозные способности на Восточном полигоне должны увеличиться до 180 млн тонн к 2024 году.

В свою очередь, директор по логистике ОМК Сергей Толстоухов считает, что развитие в мире технологии «безугольной» выплавки металлов помимо положительного экологического влияния создаст для ОАО «РЖД» возможность увеличивать долю таких высокодоходных грузов, как металлы. «Хотя угольные перевозки являются самыми массовыми в структуре перевозок, периодически на части полигонов РЖД есть дефицит мощностей для перевозок более доходных грузов», – заключил Сергей Толстоухов.

https://gudok.ru/content/freighttrans/1542211/