Работа «в пандемии»

По итогам прошлого года отечественное машиностроение показало неожиданные результаты


Как правило, восстановление производства в этой отрасли после кризиса происходит значительно медленнее, чем в других обрабатывающих секторах. Но в 2020 году на положительную динамику удалось выйти довольно быстро.

Реалии прошлого года

Данные Министерства экономического развития России констатируют, что в минувшем году динамика производства была противоречива как никогда. В начале 2020 года, до мер против пандемии, в машиностроении наблюдался рост производства в годовом сравнении на 6,1 процента. К лету — моменту остановки многих предприятий — показатели резко снизились — на 15,8 процента. Но уже в третьем квартале положительная динамика неожиданно восстановилась, и рост в годовом сравнении составил 3,7 процента. В том числе в июле машиностроительное производство выросло на 7,8 процента.

В кузбасском машиностроении тоже наблюдалась интересная картина статистики. По итогам десяти месяцев 2020 года был отмечен значительный рост производства — 62,4 процента к январю-октябрю предыдущего года ( автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов). И в итоге за весь 2020-й снижение в региональной отрасли машиностроения составило 23,6 процента, ремонт и монтаж машин и оборудования — 10,7 процента.

Аналитики говорят о сравнительно стабильном развитии отрасли в регионе. В прошлом году, в частности, кроме трудной ситуации на Юргинском машиностроительном заводе, предприятия машиностроительной сферы работали без особых потрясений.

«Юрмаш» — что будет с предприятием?

Если говорить о данной отрасли региона, невозможно обойти вниманием Юрмаш. Предприятие, которое не одно десятилетие называли флагманом машиностроительной отрасли Кузбасса. Предприятие, выпускавшее оборудование для добычи полезных ископаемых и металлургии, с началом этого века постоянно подвергалось кризисам. Банкротилось, передавалось новому собственнику, опять банкротилось.

К сентябрю 2020 года претензии к предприятию составляли 10 253 408 899 рублей. В этом же месяце арбитраж Кузбасса принял решение: признать должника банкротом и открыть конкурсное производство до 7 марта 2021 года. В конце октября собственники завода объявили о прекращении деятельности с декабря минувшего года.

Речь идет об увольнении семидесяти процентов работников предприятия.

Правительство Кузбасса ищет для «Юрмаша» инвестора, который будет готов полностью выкупить имущество завода и вновь запустить производство. А также решает вопрос о трудоустройстве уволенных сотрудников.

Новый спрос — веление ситуации

Тем временем в регионе другие предприятия отрасли в прошлом году отвечали на вызов времени. Ситуация с пандемией привела не только к снижению производства. Некоторые предприятия увидели перспективу для выпуска новой продукции.

Так, ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработало комплекты многофункционального оборудования для дезинфекции улиц.

В конце декабря КОРМЗ и Министерство промышленности и торговли России заключили соглашение о предоставлении субсидии на разработку и серийное производство многофункциональной дорожной техники. Субсидия из федерального бюджета на производство современной уборочной машины составит 60 миллионов рублей сроком на пять лет.

Деньги выделят в рамках подпрограммы «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Также совместно с кемеровским ООО «Мебель-СПВ» предприятие наладило выпуск боксов абактериальной воздушной среды и медицинских кроватей.

Специалисты АО «Кемеровский механический завод» (КМЗ) не растерялись в новых условиях, которые спровоцировала ситуация с коронавирусом. На предприятии был организован выпуск ультрафиолетовых рециркуляторов.

Осенью КМЗ закупил специализированное оборудование с числовым программным управлением на сумму почти 30 миллионов рублей. Средства были привлечены с помощью Фонда развития промышленности Кузбасса по программе «Борьба с инфекционными заболеваниями».

Первый льготный заем в размере 15 миллионов рублей КМЗ направил на приобретение специализированного оборудования в рамках реализации проекта «Про­изводство клапанов ИВЛ для обеспечения потребности медицинской промышленности».

Продукция КМЗ удостоена сразу двух наград за высокое качество на региональном конкурсе «Лучшие товары и услуги Кузбасса» 2020 года. «Клапанная система 540П-19852» была отмечена почетным дипломом в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Золотой знак «Кузбасское качество» завод получил в номинации «Услуги производственно-технического назначения» за проект «Капитальный ремонт асинхронных электродвигателей с различными видами взрывозащиты», направление, которое предприятие активно развивает всего несколько лет.

Продолжаем работать

Несмотря на условия, в которые нас ставит нынешняя ситуация, компании не отказываются от новых задач. В конце августа в рамках проекта территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Прокопьевске было одобрено осуществление деятельности ООО «Ремонтный механический завод» по разработке, изготовлению и реализации изделий для горнодобывающих и угольных отраслей и ремонту горно-шахтного оборудования.

Для этого предприятию направят инвестиции в 6,7 миллиона рублей для производства каркасных элементов строительства, строительных ферм любого типа, технологических металлоконструкций, крепежных и метизных элементов, ковшовых элеваторов, цепей скребкового конвейера.

Нахождение в перечне резидентов ТОСЭР дает предприятию возможность получать государственную поддержку в форме налоговых льгот (освобождение от уплаты налога на имущество организации (первые 5 лет), снижение налоговой ставки на прибыль организации — с 17 до 13,5 процента).

В рамках программы «100 лучших товаров России» кемеровское предприятие ООО «ТоргИнвест» (бывший «Кузбасс электромотор» (НПО «КЭМЗ»)) получило награду в номинации «Инновация-2020». Предприятие производит и реализует взрывобезопасные асинхронные двигатели в диапазоне от 132 до 280 габарита, мощностью от 11 до 200 кВт. В настоящее время осваивает производство электродвигателей 315, 355 габаритов. Помимо взрывозащищенных электродвигателей налажено производство взрывозащищенных шахтных вентиляторов ВМЭ, ВВМ, ВМЭ ВВ. Заказчиками продукции «ТоргИнвеста» являются крупные производственные предприятия: ПАО «Уралкалий», ОАО «Беларуськалий», ПАО «Алроса», АО «СУЭК» и многие другие.

Вагоностроительство

Продолжает развиваться и вагоностроительное производство, а также ремонт железнодорожных вагонов. В 2008 году завод «Химмаш» даже переименовался в «Кузбасскую вагоностроительную компанию» (в качестве филиала ОАО «Алтайвагон»). В 2020 году здесь было освоено серийное производство длиннобазного железнодорожного вагона — платформы модели 13-2162 для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Постановка на производство данной модели стартовала в 2019 году. Первая крупная серия была построена в апреле 2020 года, а в январе 2021-го была выпущена тысячная вагон-платформа модели.

В минувшем году группа компаний «Новотранс» запустила вторую производственную очередь ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие «Новотранс» (КВРП «Новотранс») проектной мощностью 1 тысяча вагоноремонтов в месяц. Ремонты будут производиться на месте, с минимальным простоем вагонов, и после пуска второй очереди КВРП станет крупнейшим предприятием отрасли за Уралом.

Предприятие анонсировало открытие в Прокопьевске крупного промышленно-энергетического комплекса. Проект включает в себя разработку угольного разреза, а также строительство теплоэлектростанции мощностью свыше 100 МВт. В будущем «Новотранс» планирует создание металлургического комплекса, который будет выпускать цельнокатаные колеса для грузовых ж/д вагонов. Производительность предприятия составит 400 тысяч единиц продукции в год. На создание нового кластера в Кемеровской области ориентировочно понадобится 30 миллиардов рублей. Реализация проекта позволит «Новотрансу» внести существенный вклад в решение задачи перехода от экспортносырьевой модели экономики региона к инновационному социально-ориентированному развитию, создать в регионе более шести тысяч новых рабочих мест.

Промышленный экспорт

Национальный проект «Между­народная кооперация и экспорт» дал возможность реализовать в Кузбассе региональную программу «Промышленный экспорт», которая была запущена в 2019 году и действует до сих пор. Ее основная задача — развитие в Кузбассе производства конкурентоспособной промышленной продукции для реализации во всем мире. Целевой показатель первоначального утвержденного регионального проекта предполагал обеспечить к 2024 году экспорт несырьевых товаров на сумму более 6 миллиардов долларов, в том числе в сфере машиностроения — 40 миллионов долларов. Летом этого года были внесены изменения в паспорт федерального проекта «Промышленный экспорт», в соответствии с которыми показатели для Кузбасса были уменьшены до 4 миллиардов долларов, в том числе по машиностроительной продукции — до 35 миллионов долларов

В ходе формирования регионального проекта «Промышленный экспорт» из 300 кузбасских участников внешнеэкономической дея­-
тельности в 2019 году был сформирован перечень 69 производителей, подходящих под федеральные требования, из которых 6 направили свои заявки — 2 химических и 4 машиностроительных предприятия. Это — кемеровские ООО «ПО «Токем» (заявка на поддержку поставок ионообменных смол в КНР, Корею, Японию, США, Канаду и еще 5 стран) и АО «Азот» (капролактама в Швейцарию), новокузнецкие ООО «Антрацит машиностроение» (на поставку цепных талей с гидроприводом в Китай и Польшу) и ООО «Горный инструмент» (горного режущего инструмента в Турцию, Индию, ОАЭ, Польшу и еще 9 стран). А также кемеровские ОАО «КОРМЗ» (на экспорт дорожных машин в Польшу, Литву, Эквадор, Болгарию и на Кубу) и ООО «ТоргИнвест» (взрывобезопасных электродвигателей в Казахстан и Беларусь).


 

Евгений Рудаков, заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ:

— Прошедший год стал для российской промышленности серьезным испытанием и в очередной раз доказал, что актикризисные меры государственной поддержки являются необходимым средством выживания отдельных отраслей, особенно машиностроительных, однако они могут лишь смягчить глубину падения, но не способны заложить фундамент для дальнейшего роста.

С другой стороны, в ряде отраслей начали давать плоды результаты системной промышленной политики и политики импортозамещения, как, например, в большинстве подотраслей химической промышленности, которая стала одним из локомотивов промышленного производства в 2020 году, а также в ряде отраслей пищевой промышленности.


 

Михаил Иванов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации:

— Для развития отдельных направлений горно-шахтного оборудования у нас в стране есть все необходимые условия — от растущего внутреннего спроса со стороны крупнейших горнодобывающих компаний до машиностроительных мощностей, способных его удовлетворить. Именно на консолидацию этих ресурсов и направлена активная работа Минпромторга России.


 

Евгения РАЙНЕШ


2024-МАЙНИНГ