Обзор СМИ


Ерунаково даёт стране угля
27.05.2022


Как работает самая крупная на сети углепогрузочная станция

Самая крупная на сети углепогрузочная станция Ерунаково (Западно-Сибирская дорога), расположенная в Новокузнецком районе Кемеровской области, ежегодно отправляет российским и зарубежным потребителям более 40 млн тонн твёрдого топлива. Ежесуточно с её путей уходит более 1,5 тыс. вагонов со 105 тыс. тонн угля. Корреспондент «Гудка» провёл день на Ерунаково, наблюдая, как работает флагман угольной погрузки России.

Вдоль автодороги, по которой подъезжаю к Ерунаково, набирает скорость грузовой поезд из 76 гружённых углем вагонов. А через несколько минут под обработку на третий путь прибывает 100-вагонный состав порожняка.

«Поезд с углем пошёл через стыковую с Красноярской дорогой станцию Междуреченск в дальневосточный порт Находка, а этот с Артышты прибыл под погрузку», – объясняет начальник станции Ерунаково Олег Петрик.

На станции он работает менее года, но быстро освоился в должности. В первый же месяц работы к ежесуточной погрузке прибавилось более 200 вагонов. И если бы не пандемия, а потом санкции, уверен Олег Петрик, сейчас грузили бы не менее 1600 вагонов в сутки.

«Пока грузим чуть более 1,5 тыс., – говорит он. – В апреле план перевыполнили. Результата достигаем в том числе благодаря внедрённым совместно с партнёрами-грузоотправителями рационализаторским предложениям. Добились, к примеру, подхода порожняка на станцию с разграничением по времени в 1 час 15 минут вместо прежних 2,5 часа. Это позволяет безостановочно с ходу брать вагоны под погрузку и при этом успевать освобождать путь для следующего состава. Кроме того, наладили равномерное обеспечение вагонами всех четырёх примыканий, не создавая дефицита и профицита подвижного состава, чтобы работать в устойчивом ритме».

На посту электрической централизации маневровый диспетчер Юлия Хованская докладывает поездному диспетчеру Диспетчерского центра управления перевозками Западно-Сибирской дирекции управления движением о текущем положении дел на станции: какой объём погрузки заявлен, сколько вагонов уже принято и отправлено.

«С поездным диспетчером мы в течение смены созваниваемся постоянно, – поясняет железнодорожница. – Так же, как и с диспетчером Беловского узла – с ним в течение дня обсуждаем подвод локомотивов».

Юлия показывает на мониторе красные полоски, обозначающие уже гружёные составы: на девятом пути – направлением на Лужскую, на пятом – на Туапсе, на третьем – на Выборг. Все три маршрута выданы Талдинским угольным разрезом. На долю этого предприятия приходится свыше 500 вагонов угля ежесуточно – треть всего объёма станционной отправки.

«А вот, – показывает Юлия Хованская на синие квадратики на мониторе, – явка прибывшего с Входной (это Омская область) организованного поезда на станцию Артышта (Кемеровская область). Через три часа он будет у нас. После технического осмотра дежурный по станции Михаил Савенко откроет разрешающий сигнал и отправит его на фронт погрузки угольной компании «Промуглесервис».

Михаил сидит рядом, за пультом. По его уверенным действиям и не скажешь, что он дирижирует движением на такой крупной станции всего три месяца. Вот на табло высвечивается красная полоса. Савенко принимает прибывший с углепогрузочной станции Стройбаза под обработку гружёный состав направлением в порт Тамань. К нему в парк «Б» для коммерческого осмотра уже направляется приёмосдатчик груза и багажа Александра Генералова. Девушка трудится на станции полгода. Она представительница пятого поколения известной железнодорожной династии Генераловых, чей трудовой стаж на Западно-Сибирской магистрали превышает 600 лет.

Проходим гружённый углем состав с обеих сторон. Александра проверяет крепления на вагонах, смотрит, чтобы на автосцепках не было зазоров и угля. Весь процесс занимает около 40 минут. За это время молодая железнодорожница успевает рассказать об отце, отработавшем много лет машинистом, о прадедушке Василии Генералове – основателе железнодорожной династии.

На станции Ерунаково работают 30 агентов фирменного транспортного обслуживания. На каждого в смену приходится до 300 перевозочных документов. В основном все документы железнодорожники и грузоотправители оформляют в электронном виде через автоматизированную систему ЭТРАН (Электронная транспортная накладная), заверяя электронными подписями. Бумажной волоките, за редким исключением, на станции пришёл конец. А ещё лет пять – семь назад, вспоминает инженер Ольга Латипова, бумажные кипы буквально сводили с ума.

Время к вечеру. Интенсивность прибытия порожних вагонов и отправления гружёных составов растёт. Поезда уходят каждый час. То и дело возникают вопросы, требующие от начальника станции немедленного решения.

Маневровый диспетчер по телефону интересуется у Олега Петрика, кому подавать порожняк с Алтая – Талдинскому разрезу (АО «УК «Кузбассразрезуголь» или шахте «Соколовская» (принадлежит Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК).

«Подавайте на СУЭК, – командует начальник станции. – А следующий порожняк повезём на Талду».

«У меня как у начальника станции есть право распределять порожняк вне зависимости от того, к какому предприятию идут вагоны, – объясняет Олег Петрик ту лёгкость, с которой он тасует вагоны. – Главное, чтобы перевозчик имел договор с клиентом. В данном случае транспортная компания «Модум-Транс» работает и с «Кузбассразрезуглем», и с СУЭК. Просто СУЭК готова грузить прямо сейчас, а для маршрутизации это очевидный плюс».

Михаил Савенко подаёт обработанный состав на подъездной путь угольщиков, и через два часа гружёный поезд уходит в дальневосточный порт Ванино.

«Сегодня это уже 18-й состав с углем из 22 запланированных. За сегодняшние сутки отправим 1526 вагонов, – говорит Олег Петрик. – Хотя возможности станции Ерунаково позволяют нам ежесуточно отправлять и 1900 вагонов. После реконструкции в этом году станции Стройбаза Талдинского погрузочно-транспортного управления погрузка вырастет ещё на 191 вагон. Думаю, в недалёкой перспективе будем грузить 2100 вагонов ежесуточно».

https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1604258


2024-МАЙНИНГ