Плюсы минусов

В Прокопьевске несколько лет как объявлен курс на переориентацию с угольной промышленности на машиностроение


Чего больше, плюсов или минусов ощущают на себе прокопьевские машиностроители от современных реалий? Об этом мы спросили у представителей трех заводов города.

В 73 выглядит молодцом

Итак, предприятие ООО «Металло-Механический Завод». Ему 73 года, но выглядит молодцом. Я впервые оказался на этом заводе и был приятно удивлен. Огромные цеха не пустуют, работа кипит. На «ММЗ» трудится 260 человек, что для Прокопьевска солидный по численности трудовой коллектив. Изготавливают и ремонтируют горно-шахтное оборудование, производят металлоконструкции промышленного и гражданского назначения, металлокрепь разных видов. Это, разумеется, далеко не полный перечень выпускаемой заводом продукции. Но вернемся к главной теме.

— Введенные Западом санкции на работе нашего предприятия практически не сказались, — говорит Александр Петрунин, главный инженер ООО «ММЗ». — По-настоящему сложно было ближе к 2008 году, когда в экономике создались трудности в целом, и в угольной отрасли, и у наших основных потребителей, — в частности.

Что касается сегодняшних вызовов, мы к ним оказались готовы. Единственное, что нашло отражение на нашей работе, — это скачки цен на металл в связи с последними событиями. Во всем мире эти цены пошли вверх. Но у нас правительство старается их нормализировать. Металла в стране производится достаточно для наполнения внутреннего спроса. Нехватки сырья у нас нет. В целом по металлу стабилизация в России наблюдается.

Главное, от чего зависим мы и наши коллеги, — это от ситуации в угольной промышленности и машиностроении в целом. От того, что будет у угледобытчиков со сбытом, с экспортом угля. Логистику сейчас мы прорабатываем. Она немного нестабильна, но налаживается. В ближайшие сроки все войдет в новый ритм, все будет нормально. Эта тенденция хорошо видна уже сейчас.

«Скорее выиграли»

Завод взрывозащищенного и общепромышленного оборудования ООО «Горэкс-Светотехника». Производит продукцию для нужд горной и нефтегазовой промышленностей, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства. В ассортименте завода самая разнообразная продукция: аккумуляторные светильники и зарядные станции, более 700 моделей сетевых светильников, разветвительные и коммутационные коробки, пусковая аппаратура, средства автоматики и телеметрии.

— Мы считаем, что западные санкции дают нашей отрасли хорошие возможности,–делает выводы представитель «Горэкс-Светотехника» Сергей Богуславский. — Крупные зарубежные компании ушли с российского рынка, освободив место отечественным производителям.

Небольшим российским заводам трудно конкурировать с гигантами в силу разных обстоятельств. Даже если качество продукции у нас на мировом уровне.

В конце апреля мы участвовали в Москве на выставке «НЕФТЕГАЗ-2022». В этом году там почти не было зарубежных компаний. Правда, появились производители из Ирана. По итогам выставки можно сказать, что объемы заказов у отечественных производителей возрастут. И мы уже сейчас видим, как увеличивается рынок сбыта для российских машиностроителей.

Что касается сырья, то для нашего завода важны пластмасса и алюминий. Здесь цены в целом стабильны. Единственное, что нам пришлось отказаться от поставок комплектующих из Европы, в частности светодиодов. Но мы уже лет семь назад начали дублировать закупку светодиодов на Востоке – у Китая и Кореи. Просто увеличим на этом направлении объемы поставок. Могу сказать, что мы ничего не потеряли от введения санкций. Скорее выиграли.

Кадровый голод колоссальный

Третий представитель прокопьевского машиностроения — завод ООО «Трансинтермаш». Здесь занимаются обработкой металлов и неметаллических материалов, токарными, фрезерными, зуборезными, слесарными и шлифовальными работами. Есть горячая и холодная штамповка. Производят уникальные ролики для конвейеров.

— Больших проблем с логистикой нет. Да, что-то у поставщиков сбилось, но незначительно, — комментирует ситуацию Игорь Демьяненко, директор «Трансинтермаша». — Из Великобритании были поставки некоторых товаров. Теперь их нет. Но опять же, ничего страшного. Это рыночные дела, все быстро нормализуется, переориентируется. С ценами на металл ситуация сложнее. Они ощутимо повысились. Посмотрим, что будет, получится ли у правительства в этом направлении как-то улучшить ситуацию.

С оборудованием вопросов нет. Например, мы закупили станки с ЧПУ в Китае, сейчас они на таможне. В Китае сегодня уже есть станкостроительные предприятия, выпускающие продукцию хорошего качества.

Что касается заказов, то их много, и порой даже мы некоторые перекидываем коллегам, потому как все освоить невозможно. Но есть другая проблема в российском машиностроении — кадры. Мы найдем заказы, финансы, оборудование, но где взять людей, способных работать у станков? Кадровый голод колоссальный. Еще несколько лет — и уйдут на заслуженный отдых заводчане старшего поколения, что будет с отраслью?

На своем заводе мы готовы обу­чать людей с нуля бесплатно и после аттестовать, выдавать «корочки». Было бы желание работать и зарабатывать. Деньги мы платим вовремя. Социальные гарантии, уровень заработной платы повыше, чем у многих. Повторюсь, отрасли не так страшны все эти санкции, как главная проблема — кадры, кадры и еще раз кадры.

Игорь СЕМЕНОВ


2024-МАЙНИНГ