Перезагрузка

Аналитики отрасли рассматривают три варианта возможного развития событий на рынке


Постепенное эмбарго Евросоюза на импорт угля из России ставит европейские страны перед необходимостью поиска новых рынков. Российский уголь составлял 65% всего угля в ЕС, и замещение такого объема ставит Союз перед значительным вызовом, особенно в условиях нынешнего дефицита этого энергоресурса в мире.

По оценкам экспертов, заместить эти объемы будут способны такие страны, как США и Колумбия. США способны увеличить поставки угля в ЕС до 9 миллионов тонн, а Колумбия–до 14 миллионов тонн. Другие большие экспортеры угля типа Индонезии или Австралии не смогут обеспечить необходимые объемы. Австралия работает на полную мощность на азиатский рынок, а индонезийский уголь хуже российского по техническим характеристикам. Значительную роль играют и логистические причины.

Аналитики рассматривают три сценария развития ситуации на рынке: базовый, оптимистичный и пессимистичный.

Базовый и оптимистичный сценарии предполагают, что поставленная Евросоюзом задача отказаться от российского угля к августу этого года не будет достигнута. Даже если ЕС удастся заменить российский уголь, это приведет к нехватке в Индии и АТР и, как следствие, подтолкнет цены вверх. В итоге уголь марки Newcastle FOB Австралия к четвертому кварталу может стоить $475 за тонну (против $179 в первом квартале).

Пессимистичный сценарий предполагает замедление мировой экономики, сокращение спроса на уголь и повторение энергетического кризиса 2021 года. Однако даже в этом случае уголь подорожает до $350 за тонну.

Все три сценария предполагают, что перенаправить российский уголь на другие рынки получится лишь частично ввиду пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении. При этом перенаправление потоков в Азию приведет к росту дисконта, который, однако, будет частично компенсирован ростом уровня цен на 30-40% и возможным ростом спроса на российский уголь ввиду погодных и инфраструктурных проблем.

По мнению аналитиков, импортерам российского топлива нужно смотреть в сторону Индии в качестве наиболее перспективного рынка. Будучи чистым импортером энергетического угля и одной из крупнейших по объему потребления угля страной, доля России в импорте Индии составляет всего 5%.

Тем временем Китай отменил пошлины на импорт угля до 31 марта 2023 года. РФ является одним из главных поставщиков угля в КНР, и после отмены таможенных сборов объемы поставок российских энергоносителей в Поднебесную должны вырасти еще сильнее.

Объемы коксующегося угля, закупаемого Китаем у России, увеличиваются последние несколько месяцев. Этот вид топлива широко используется в сталелитейном производстве и других сферах тяжелой промышленности. К примеру, в прошлом месяце компании РФ отправили в КНР почти 1,4 миллиона тонн коксующегося угля, что вдвое больше показателей аналогичного периода прошлого года. Более того, китайские потребители все чаще отдают предпочтение российскому сырью, которое гораздо дешевле угля, поставляемого Австралией.

Подготовил
Леонид Алексеев

Постепенное эмбарго Евросоюза на импорт угля из России ставит европейские страны перед необходимостью поиска новых рынков. Российский уголь составлял 65% всего угля в ЕС, и замещение такого объема ставит Союз перед значительным вызовом, особенно в условиях нынешнего дефицита этого энергоресурса в мире.

По оценкам экспертов, заместить эти объемы будут способны такие страны, как США и Колумбия. США способны увеличить поставки угля в ЕС до 9 миллионов тонн, а Колумбия–до 14 миллионов тонн. Другие большие экспортеры угля типа Индонезии или Австралии не смогут обеспечить необходимые объемы. Австралия работает на полную мощность на азиатский рынок, а индонезийский уголь хуже российского по техническим характеристикам. Значительную роль играют и логистические причины.

Аналитики рассматривают три сценария развития ситуации на рынке: базовый, оптимистичный и пессимистичный.

Базовый и оптимистичный сценарии предполагают, что поставленная Евросоюзом задача отказаться от российского угля к августу этого года не будет достигнута. Даже если ЕС удастся заменить российский уголь, это приведет к нехватке в Индии и АТР и, как следствие, подтолкнет цены вверх. В итоге уголь марки Newcastle FOB Австралия к четвертому кварталу может стоить $475 за тонну (против $179 в первом квартале).

Пессимистичный сценарий предполагает замедление мировой экономики, сокращение спроса на уголь и повторение энергетического кризиса 2021 года. Однако даже в этом случае уголь подорожает до $350 за тонну.

Все три сценария предполагают, что перенаправить российский уголь на другие рынки получится лишь частично ввиду пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении. При этом перенаправление потоков в Азию приведет к росту дисконта, который, однако, будет частично компенсирован ростом уровня цен на 30-40% и возможным ростом спроса на российский уголь ввиду погодных и инфраструктурных проблем.

По мнению аналитиков, импортерам российского топлива нужно смотреть в сторону Индии в качестве наиболее перспективного рынка. Будучи чистым импортером энергетического угля и одной из крупнейших по объему потребления угля страной, доля России в импорте Индии составляет всего 5%.

Тем временем Китай отменил пошлины на импорт угля до 31 марта 2023 года. РФ является одним из главных поставщиков угля в КНР, и после отмены таможенных сборов объемы поставок российских энергоносителей в Поднебесную должны вырасти еще сильнее.

Объемы коксующегося угля, закупаемого Китаем у России, увеличиваются последние несколько месяцев. Этот вид топлива широко используется в сталелитейном производстве и других сферах тяжелой промышленности. К примеру, в прошлом месяце компании РФ отправили в КНР почти 1,4 миллиона тонн коксующегося угля, что вдвое больше показателей аналогичного периода прошлого года. Более того, китайские потребители все чаще отдают предпочтение российскому сырью, которое гораздо дешевле угля, поставляемого Австралией.

Подготовил Леонид Алексеев


2024-МАЙНИНГ