Обзор СМИ


Вековой уголь «Черной жемчужины»
12.01.2017


МК - В прошлом году кузбасский город Прокопьевск отмечал свое 85-летие, а в октябре 2017-го исполнится 100 лет Прокопьевскому руднику. Освоение Прокопьевско-Киселевского угольного месторождения собрало на одной земле сильных, героических людей, а близлежащие села соединило в большой город – третий по величине в Кемеровской области. Однако больше нигде в Кузбассе вы не увидите шахту на центральной улице.

По данным администрации Прокопьевска, сегодня в черте города находится только шахта им. Дзержинского, разрезы «Березовский» и «Прокопьевский» и три обогатительные фабрики – «Коксовая», «Прокопьевская» и «Зиминка». Неудивительно, что традиция делать по очереди угольные кузбасские города столицами Дня шахтера стартовала именно здесь, в 2001 году. К слову, переходящее звание центра празднований Прокопьевск получал дважды. Второй – в 2015 году. Среди прочих титулов – неофициальное именование города Черной жемчужиной Кузбасса. Так любому заезжему гостю презентуют Прокопьевск, и только потом, может быть, кто-то из местных добавит, что город еще и орденоносный. Но Черная жемчужина применительно к Прокопьевску – выражение далеко не фигуральное: зимой Прокопьевск много лет накрывали темно-серые сугробы. Многие думают, что именно из-за угледобычи снег в Прокопьевске был черным. Но это первый миф, который помогли развеять нашему корреспонденту сами прокопчане.

«Раньше в подвалах каждого многоквартирного дома была своя котельная, – рассказывает прокопьевский журналист Юлия Попова. – Таких печей было множество, от их дыма и был такой снег. Но последние десять лет от этого способа отопления избавились, подключив дома к общим котельным».

Черный жемчуг, как известно, самый дорогой, вот и в Прокопьевске почти век назад обнаружили под ногами несметные богатства – угли высокоэнергетических марок

 Прокопьевский рудник. 1932 год

От монастыря до села

В Прокопьевском краеведческом музее есть ряд экспозиций, посвященных истории Прокопьевского рудника. Несколько залов, богатых экспонатами, предваряет табличка «12 октября 1917 года на Прокопьевском руднике добыты первые пуды угля». «Вот уж не думала, когда наклеивала эти буквы несколько лет назад, что доведется праздновать вековой юбилей», – говорит директор музея Галина Банкевич, провожая нашего корреспондента к иконе Божьей Матери «Знамение». Оказалось, религиозный предмет в промышленную экспозицию попал неслучайно.

Люди давно освоили прокопьевские земли, о чем свидетельствует обнаруженная в прошлом веке неолитическая стоянка человека. Местные же краеведы считают, что основан их город был в 17 веке, и начинается его история с возникновения деревни Монастырской, где ныне находится центр Прокопьевска.

Галина Банкевич поясняет, что в «Списке населенных мест Сибирского края», изданном в Новосибирске в 1929 году, указан год возникновения населенного пункта – 1650, однако ссылки на документ нет никакой. В книге Г. Ф. Миллера «История Сибири», опубликованной в сентябре 1734 года, есть первое документальное упоминание о деревне Монастырской.

«В 1648 году в этих местах был основан Кузнецкий Христорождественский монастырь, которому великие государи отвели большой участок земли, включая пастбища и пашни», – рассказывает Галина Викторовна.

Чтобы возделывать почти семьдесят тысяч десятин, монастырю требовались рабочие руки, так и появилась деревня Монастырская, в которой жили крестьяне, обслуживающие это хозяйство. Правда, работать мирно на земле пращурам прокопчан не давали кочевники, не раз поджигали и разоряли они это место. В 1753 году по Указу Великой императрицы Елизаветы Петровны в деревне заложили церковь праведному Прокопию. Спустя десять лет, когда строение завершили и освятили, начался отсчет лет села Прокопьевского, в приход которого кроме деревни Монастырской вошли и другие близлежащие поселения. В 1911 г. село Прокопьевское становится центром одноименной волости.

И сегодня в Прокопьевске есть церковь в честь святого Прокопия. Правда, возвели ее в 2013 году предположительно на месте, где стояла прежняя. Та самая икона «Знамение», что сегодня хранится в музее, вероятно, как-то относилась к старому храму.

В 2015 году с южной стороны въезда в Прокопьевск установили скульптуру покровителя города и углекопов Прокопия Устюжского.

1930-е. Строительство шахты «Коксовая»

И вырос углеград

Стул с лопнувшей сеткой, начищенная чернильница, пожелтевший от времени перекидной календарь… В этом уголке музея оказываешься, словно в обжитом кабинете, хозяин которого вышел нарочно, чтобы у гостей было время все рассмотреть. Он, кстати, наблюдает за посетителями с постамента, это ученый в области угольных месторождений и палеонтологии, геолог Василий Иванович Яворский. Специалист руководил после кончины своего учителя Леонида Ивановича Лутугина полевыми геологическими исследованиями на месте современного Прокопьевска. В городе его чтят как первооткрывателя угольного месторождения, которое он обнаружил на левом берегу реки Абы, небольшого притока Томи, у Поварнихинской сопки. Первую штольню и два разреза здесь заложили перед Октябрьской революцией хозяева «Копикуза», по их распоряжению здесь и велась разведка месторождений. Пласты залегали близко к поверхности, добыча быстро начала возрастать. Но и после революции новая власть поддерживала работу геологов, движимая идеей создания единой хозяйственной организации, включавшей в себя горно-металлургическую промышленность Урала и Кузбасса.

Дальнейшая история территории связана именно с разработкой Прокопьевско-Киселевского угольного месторождения. Днем рождения Прокопьевского рудника считают дату первой записи о добытом угле – 12 октября 1917 года. Руководство «Копикуза» завело специальную книгу для учета топлива.

   Бюро Прокопьевской ячейки комсомола

Достижения на-гора

«В 1921 году благодаря построенной железнодорожной ветке, которая соединила Прокопьевск и Кольчугино (ныне Ленинск-Кузнецкий), появилась возможность доставлять уголь большому количеству потребителей», – поясняет Галина Банкевич. И начиная с 1925 года в городе заработало сразу несколько шахт, часть из которых прекратила добычу только в этом веке, как, например, шахта № 5-6 (впоследствии шахта имени Ворошилова) и «Зиминка».

Среди потребителей угля Прокопьевского рудника в 1925 году был Балтийский флот, Архрыба, Урал, Кемерово и еще более 20 регионов нашей страны.

Конечно, при налаживании добычи были и неудачи. Так, потерпело крах строительство самой первой шахты Прокопьевска, начатое в 1923 году. В январе 1924 года ее затопило водой, но строительство было решено продолжать. При этом добычу угля здесь в должных объемах так и не развернули. Зато удались следующие предприятия. Параллельно велось строительство шахты № 2, затем шахты 2-бис, №3 и №4. В1926 году была заложена шахта «Центральная штольня» по проекту, разработанному автономной индустриальной колонией, созданной иностранными рабочими в рамках оказания помощи в развитии промышленности Кузбасса.

В 1940 году 13 шахт города добыли 7 млн тонн – треть общекузбасской добычи. К этому времени Прокопьевск уже разросся, появились предприятия, обслуживающие угольную промышленность, например, завод оборудования лампового хозяйства, который позволил отказаться от ламп иностранного производства. Шахта «Коксовая», чье здание кораллового цвета стоит сегодня, словно памятник небывалым для советского времени рекордам и открытиям, была сдана в эксплуатацию в декабре 1935 года и называлась именем И. В. Сталина. Тогда она была одной из крупнейших в мире.

«Впервые в стране на шахте им. Сталина была внедрена щитовая система отработки пластов с пневмо- и гидрозакладкой выработанного пространства. Эта технология получила название метод Чинакала по имени ее автора Николая Андреевича Чинакала, и позволила в 4-5 раз поднять производительность забоев на мощных крутопадающих пластах», – говорит Галина Викторовна.

Уже в 1938 году шахта им. Сталина была признана лучшей в Советском Союзе. За большой вклад в обеспечение металлургии страны коксующимися углями в 1940 году коллективу передано на вечное хранение Красное Знамя, учрежденное Народным комиссариатом угля и редакцией газеты «Правда».

В годы войны шахта им. Сталина являлась одним из основных поставщиков коксующихся углей, за что ее коллективу передано на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В 1956 году шахта награждена орденом Ленина.

 

1 февраля 2013 года собственники «Коксовой» заявили о ее закрытии. Среди причин –задолженность по уплате налогов, неконкурентоспособность выпускаемой продукции и невозможность дальнейшей отработки крутопадающих пластов.

Женское это дело

Еще один миф, который не выдержал поверки, что женщина в шахте – к беде. Женский труд в дореволюционной России был востребован, хоть и существовали запрещающие его законы. Но, во-первых, представительницам слабой половины платили меньше, во-вторых, в ту же Первую мировую войну остро не хватало рабочих рук и, движимые идеей заменить своих воюющих мужей в тылу, женщины брались за отбойный молоток. После 1917 года под флагом индустриализации страны был даже составлен список профессий и должностей, на которых применение женского труда разрешено, и работницы получили широкий выбор тяжелых обязанностей. В годы Великой Отечественной войны женщины заменили в шахтах и на других предприятиях ушедших на фронт мужчин. Например, в Прокопьевске уже 23 июня 1941 года более восьмидесяти жен горняков шахты «Коксовая-2» выразили желание помогать мужьям в шахте. Их поставили на откатку угля, очистку горных выработок и другие производственные участки.

В 1943 году почти всех мужчин, занятых в забое и на прохождении выработок, заменили женщинами. В Кузбассе в то время количество дам в шахтерской спецовке достигло 14 тысяч. Так, на прокопьевской шахте Коксовая-1 в 1944 году работали 444 откатчицы, 30 забойщиц, 8 женщин – горных мастеров, 28 – машинистов электровозов, более 30 – машинистов подъема, 55 запальщиц.

Лишь в 1966 году женщины страны были выведены с подземных работ. Шесть женщин-шахтеров удостоились звания Героя Социалистического Труда, среди них прокопчанка Мария Николаевна Русанова, машинист подъемной машины шахты им. Сталина (Коксовая-1) Прокопьевского рудника. Этому труду она посвятила более 25 лет, поднимая шахтеров и уголь на поверхность.

Историю первой женщины-забойщицы Александры Леоновой директор музея Галина Банкевич рассказывает с особым удовольствием – сильно она похожа на сюжет современных романтичных фильмов о любви. На шахту Коксовая-1 Сашенька пришла из-за прилавка магазина, поменяв белый халат продавца на черную от угольный пыли спецовку. Во время войны девушка создала первую в Кузбассе молодежную бригаду забойщиц, стала перевыполнять норму в полтора-два раза.

«Ее фотографию напечатали на обложке журнала «Работница», ей стали писать письма с фронта, – рассказывает Галина Викторовна. – Она раздавала эти треугольники другим девушкам, но на одно, больше всех тронувшее ее послание, все же ответила. С его отправителем они создали семью».

Рядом с портретом забойщицы Леоновой висит снимок Марии Прохоровны Косогоровой, ставшей первой в стране женщиной, возглавившей шахту. Бразды правления «Зиминкой» в свои руки она взяла в январе 1940 года. К слову, на этом предприятии в 1942 году треть работников составляли женщины.

Трудности времени

В послевоенные годы Прокопьевск продолжил свое развитие: реконструировались старые шахты, строились новые, площадь города выросла в 1,5 раза. В 1961 году численность населения достигла 293 тысяч человек. Для сравнения, в 1939 году здесь проживало 107,2 тысячи жителей, а в 2016 численность составляет около 200 тысяч. В целом 60-70 годы называют пиком развития угледобывающей промышленности города. В это время прокопьевские бригады гремели на всю страну и на весь мир своими рекордами. Есть даже такие, которые до сих пор не побиты. Экономика города также крепла – появлялись различные предприятия, не связанные с добычей, например, единственный в Западной Сибири фарфоровый завод. Прокопьевск расстраивался, стали появляться жилые комплексы вдали от промышленной зоны.

Но в июле 1989 года все изменилось. Прокопьевск стал центром шахтерских забастовок в Кузбассе. Отсутствие достойной оплаты при сложных условиях труда, низкий уровень механизации, уступающий зарубежным шахтам в 4-5 раз, отсутствие социальной поддержки – вот что волновало покорителей недр. События стали развиваться наихудшим образом – одна за другой стали закрываться шахты. Машиностроительные и прочие предприятия, что не перешли в частные руки, тоже прекратили свое существование. Неудивительно, что численность населения в городе сократилась до 230 тысяч человек.

Окрепла экономика Прокопьевска только в 2000 году – вырос объем производства, снова активно пошло строительство, реконструкция социальных и культурных объектов. Город обрел более современный облик.

Следующий тяжелый период для Прокопьевска начался совсем недавно – в начале второго десятилетия нулевых. В 2012 году была законсервирована шахта «Тырганская», добыча угля в ней прекратилась еще в 2008 году. А в 2013 году и вовсе одним из угольных холдингов было объявлено о закрытии сразу семи шахт Прокопьевска. Для примера, в большую компанию «Прокопьевскуголь» входило в разное время около 20 шахт, на данный момент осталась только одна, готовящаяся к закрытию. Но люди приспособились и к этим условиям: кто-то работает на угледобывающем предприятии другой территории (и путь на работу порой составляет часа два), кто-то устроился работать вахтовым методом. К сожалению, есть те, кто покинул город в поисках работы…

Директор Прокопьевского краеведческого музея Галина Банкевич знает историю каждого из сотен экспонатов, посвященных истории рудника

Но Прокопьевск не списывают со счетов. Во-первых, запасы угля еще достаточны, и при улучшении экономической ситуации вполне вероятно строительство угольных разрезов, ведь открытая добыча куда безопаснее подземной. К тому же есть еще в городе предприятия, которые и сегодня демонстрируют отличные показатели развития. Например, «Прокопьевский угольный разрез», образованный еще 24 июня 1953 года. Его энергетический потенциал составляет около 59,3 млн тонн каменного угля. Согласно долгосрочным планам, такой объем запасов позволит вести разработку в течение 70 лет. В 2016 году «Прокопьевский угольный разрез» признан лучшим в Кемеровской области предприятием с открытой добычей угля по итогам шахтерского года. Только за первое полугодие 2016-го прокопьевские горняки добыли 858 тыс. тонн угля, что на 40% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

Выходит, что бы ни происходило с Черной жемчужиной Кузбасса, поблекнуть ей все же не суждено, и славная история Прокопьевского рудника продолжается.

Кстати

    Отличительная особенность Прокопьевска – большая протяженность его территории – почти 227,5 кв. км. Для сравнения: в городе Кемерово, где проживает в 2,5 раза больше населения, площадь составляет 279 кв. км. Большую площадь занимают шахтные поля, под которыми проходили выработки угля, отсюда такая протяженность территории города.

    Прокопьевск входит в число 12-ти городов России, названных в честь святых. Кроме него это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Троицк, Златоуст и другие.

    29 августа 1948 года Прокопьевск и вся страна впервые отмечали День шахтера. В честь этого праздника 150 шахтеров, в том числе девять прокопчан, были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

    Отличившиеся шахтеры получали в качестве премии… стулья! Так, в 1939 году ветеран горноспасательной службы, командир отделения Шамсутдин Сайфутдинов за проявленное мужество при извлечении из завала забойщика на шахте им. Калинина получил венский стул.

    Начало электрификации Прокопьевска положил в 1922 году подарок В. И. Ленина – динамомашина, присланная из московского Малого театра. От нее запитали лесопилку и мехцех.

Редакция благодарит за участие в создании материала краеведческий музей города Прокопьевска.

http://www.rosugol.ru/news/miscellanea.php?ELEMENT_ID=22522

Росинформуголь.

 


2024-МАЙНИНГ