Товар высшего сорта

Интервью с Евгением Хлебуновым, заместителем губернатора Кузбасса по топливно-энергетическому комплексу и экологии


Еще в советские годы угольщики Кузбасса и России задумывались о качестве угля: обогатительные фабрики были призваны решить эту проблему

Сейчас, в непростых экономических условиях, создание качественной продукции, востребованной на мировом рынке, становится задачей №1. Как ее решают в нашем регионе, рассказал Евгений Хлебунов, заместитель губернатора Кузбасса по топливно-энергетическому комплексу и экологии.

— Евгений Владимирович, в 70-е годы прошлого века угольщики СССР настойчиво говорили о необходимости развития обогащения угля. Какая ситуация складывается сейчас в Кузбассе?

— На самом деле обогатительные фабрики в СССР начали активно строить в послевоенные годы. Хотя их мощностей тоже было недостаточно. В перестроечные годы этот процесс был приостановлен. Но с оживлением экономики для собственников предприятий стало очевидно: необходимо стремиться к производству продукции с высокой стоимостью.

Прежде всего это обогащение добытого угля. Ведь цена угольного концентрата в 2-3 раза выше цены рядового. А с учетом того, что в структуре затрат угольщиков львиную долю составляют транспортные расходы, возить через всю страну породу становится непозволительной роскошью.

На сегодняшний день обогащением угля в Кузбассе занимаются 43 углеобогатительные фабрики, из них 31 фабрика и установка были построены за 19 лет (с 1997 по 2016 год). Их общая мощность позволяет переработать 151,4 миллиона тонн угля в год. Приведу пример: если в 1997 году в Кузбассе перерабатывалось 40 процентов всего добываемого угля, то сегодня — уже более 70 процентов. То есть сегодня в Кузбассе в год перерабатывается столько угля, сколько составляла вся годовая добыча в регионе в советское время. В некоторых компаниях уровень переработки доходит до 90 процентов. Это то, к чему нужно стремиться. И работа в этом направлении продолжается.

Только в 2015 году были введены в строй три обогатительные фабрики: «Калтанская-Энергетическая» в Калтане, «Карагайлинская» в Киселевске и обогатительная фабрика шахтоуправления «Талдинское-Западное-1» в Прокопьевском районе. Их суммарная мощность позволяет переработать 7,2 миллиона тонн угля в год.

— В 70— 80-е годы, когда подземных предприятий в регионе строилось немного, открытая добыча развивалась очень активно. С чем это, на ваш взгляд, связано?

— Причин тому несколько. Назову лишь некоторые из факторов. В то время начали системно задумываться о безопасности шахтерского труда. Это было начало пути: в советское время в Кузбассе 60 процентов угля добывалось подземным способом и 40 процентов — открытым.

Вспомните: 70-летие празднования Дня шахтера совпадает с 70-летием начала открытой угледобычи в Кузбассе. К 2014 году пирамида перевернулась: сегодня 64 процента угля в регионе добывается открытым способом и только 36 процентов — подземным. В области взят курс на преимущественное развитие добычи угля открытым способом. Это и более производительная, и менее затратная, и, самое главное, наиболее безопасная технология добычи черного золота.

Ведь подземная добыча угля всегда представляет особую опасность для шахтеров, причем не только в Кузбассе, но и везде в мире. Поэтому у нас в регионе мы закрывали и будем закрывать самые опасные шахты, увеличивать долю открытых горных работ. Начиная с 2013 года мы вывели из эксплуатации 11 именно таких самых старых, самых опасных, по сути, аварийных шахт с высочайшим уровнем травматизма и высокой долей ручного труда, расположенных в Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске. Эти шахты уже прекратили работу, а люди трудятся на открытых горных работах. Например, если в 1997 году под землей работало около 72 000 человек, то сегодня — 33 000.

— И в сфере безопасности шахтерского труда за эти годы сделано многое...

— Безусловно. В первую очередь речь идет о внедрении принципиально новых, безопасных технологий добычи угля.

Например, на междуреченском разрезе «Распадский» в 2004 году впервые в России была применена уникальная технология открыто-подземной добычи угля с отсутствием людей в очистных забоях. На сегодняшний день на 35 угольных предприятиях с высокой газоносностью пластов проводится обязательная дегазация. При этом на шахте имени Кирова в Ленинске-Кузнецком с 2010 года действует специальная установка, которая направляет уловленный метан на мини-ТЭС (на сегодняшний день на шахте их три), где он перерабатывается в тепло- и электроэнергию. За время действия установки выбросы парникового газа метана в атмосферу уменьшились более чем на 200 000 тонн.

В Ленинске-Кузнецком компания «СУЭК» для всех своих предприятий открыла первый в России единый диспетчерский пункт по промышленной безопасности. По техническому оснащению он не имеет равных в мире!

Также в 2015 году в Новокузнецке открыт первый в стране Общероссийский аэромобильный центр МЧС России, где организована подготовка шахтеров и горноспасателей со всей страны в условиях, максимально приближенных к реальности. С начала 2016 года было обучено уже более 350 специалистов МЧС.

Отмечу также, что при заключении ежегодных соглашений о сотрудничестве между администрацией области и собственниками угольных предприятий особое внимание уделяется мерам безопасности труда — этот вопрос находится под особым контролем губернатора Кузбасса Амана Тулеева. Вся эта многосторонняя и последовательная работа позволила значительно снизить количество трагедий на угледобывающих предприятиях Кузбасса. Производственный травматизм сократился в 70 раз, а травматизм со смертельным исходом — в 29 раз.

— Те тенденции, которые вы обозначили, будут продолжены?

— Конечно. Будут нарастать обогатительные мощности предприятий, появятся новые разрезы, и, конечно, на первом месте для администрации Кемеровской области и губернатора Амана Тулеева всегда стояла и будет стоять безопасность шахтерского труда. К 2020 году в Кузбассе планируется ввести в эксплуатацию 12 новых угольных предприятий: шесть разрезов, три шахты и три обогатительные фабрики. Это позволит создать в отрасли новые рабочие места, а средняя заработная плата шахтеров увеличится как минимум до 53 000 рублей в месяц.

kuzbass85.ru


2024-МАЙНИНГ