Нулевые выбросы

Кузбасский уголь — на сегодня самый лучший в мире — станет основным топливом для проектируемой станции в поселке Взморье Калининградской области


— Здесь планируется применить современные технологии, которые позволяют свести к минимуму негативное влияние на окружающую среду, снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, — говорит Феликс Серант, д.т.н., заслуженный энергетик РФ, ведущий специалист в области создания и совершенствования технологий и оборудования для сжигания различных видов топлива в котельных агрегатах тепловых электростанций.

— На станции предусмотрено применение высокоэффективных электрофильтров для улавливания частиц дымовых газов. Я уже не говорю о системе сухого золошлакоудаления, которую планируется внедрить на этом объекте. Проектные решения в части природоохранных технологий позволяют построить станцию в полном соответствии с европейскими нормативами по выбросам загрязняющих веществ (они жестче российских) в атмосферу, — Мы строим новые станции, но вынуждены зачастую внедрять зарубежные технологии и наработки. В итоге выступаем в роли догоняющих. Наши машиностроительные предприятия способны произвести качественное и надежное оборудование, ничем не уступающее зарубежным аналогам, однако вот сам инжиниринг за редким исключением мы пока берем у Запада.

Для того чтобы активно внедрять современные западные технологии, нужно купить лицензии, а на это у собственников нет средств. Сегодня на Новочеркасской ГРЭС смонтирован первый в России энергоблок с применением технологии сжигания угля в кипящем циркулирующем слое (ЦКС). Это разработка финской компании Foster Wheeler Energia. К сожалению, процесс реализации этого проекта слишком затянулся, а мы хотели на нем увидеть и показать, как дальше развиваться угольной генерации, в какую сторону двигаться. То есть это не те темпы, которые хотелось бы видеть.

России можно пойти и по китайскому пути. Взять зарубежные технологии, пригласить частично их специалистов, создать свои школы инжиниринга, сделать первые образцы вместе с западными специалистами, внедрить, а потом повторять, повторять и усовершенствовать. У Китая это получилось.

Самыми востребованными на сегодняшний день являются технологии газификации твердого топлива с высокой или низкой температурой сжигания. У той или другой есть свои плюсы и минусы, но выкупив их у разработчика, мы сможем дальше их развивать самостоятельно. Если мы удачно опробуем на Новочеркасской станции технологию сжигания угля в ЦКС, то, думаю, мы могли бы уже на своей базе продолжить развивать ее дальше с теми знаниями и наработками, которые уже существуют. Для этого мы должны смело пойти на реализацию 1-2 проектов строительства новых энергомощностей.

В наше время развито несколько мифов на тему углегенерации. Могу поделиться своим мнением по поводу каждого из них.

Слух №1

Угольная станция оказывает существенное влияние на климат, производя СО2.

— Роль антропогенного фактора в потеплении климата, к которому в том числе можно отнести и работу угольных станций, общепризнана климатологами в мире. Однако его прямое воздействие не настолько велико по сравнению с естественными факторами. Эндогенные процессы: извержения вулканов, землетрясения и тектонические движения, которые происходят на Земле, — оказывают гораздо более серьезное влияние на климатические изменения на планете.

Впрочем, по сравнению с тем воздействием на климат, которое оказывает хозяйственная деятельность человека, угольная генерация действительно играет немаловажную роль. Должны ли мы с этим мириться? Конечно, нет. И ученые всего мира прикладывают значительные усилия к разработке технологий, которые снижают количество выбросов в атмосферу. Современные угольные станции, которые сегодня строятся и вводятся в эксплуатацию, как небо и земля, отличаются от своих предшественников. В Америке вскоре должна будет заработать электростанция с нулевыми выбросами CO2 в атмосферу. В будущем повсеместная модернизация устаревших угольных блоков позволит существенно сократить роль антропогенного фактора воздействия на климат.

Слух №2

В результате работы станции в воздух выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ, которые оседают на десятки километров вокруг.

— Там, где сажа и копоть, — это вопрос дикой бесхозяйственности и не более того. Даже газовая станция при неналаженных настройках режима ее работы может выбрасывать в атмосферу такое количество канцерогенов, которое будет пострашнее любой золы.

Современные системы очистки уходящих газов, которыми оснащены вновь вводимые угольные ТЭС, имеют высокий КПД очистки — 99,9%. Также различные технические конструкции котлов и решения по системе сжигания топлива позволяют существенно снижать концентрацию оксидов азота, образующихся при сгорании угля.

Слух №3

Угольная станция оказывает губительное влияние на флору и фауну.

— Я не согласен с этим мнением. Да, любые продукты сгорания опасны — вопрос, как организован технологический процесс. Сегодня проектирование и строительство станций ведется с максимальным соблюдением экологических требований, целью которых является недопущение выбросов вредных веществ, превышающих предельно допустимые концентрации. Я посетил немало электростанций, работающих на угле, и смею заверить: и птицы рядом с ними поют, и деревья растут.

Слух №4

Угольные станции — это источник радиации.

— Это страшное заблуждение. Слухи о радиоактивности угля не имеют под собой оснований. Согласно действующему законодательству, в нашей стране добыча и использование угля с повышенным уровнем радиоактивности запрещены. Также при поставке на ТЭС уголь проходит соответствующую приемку, включающую и радиационный контроль, что исключает использование на станциях радиоактивного угля.

Слух №5

После сжигания угля остается огромное количество золы, золоотвалы становятся источником дополнительного загрязнения.

— Это правда. Эксплуатация тепловых электростанций и котельных, работающих на твердом топливе, дает значительное количество отходов в виде золы и шлака. Поэтому сегодня перед угольной генерацией остро стоит вопрос использования технологий, позволяющих утилизировать золу.

Кстати.

— Что касается добычи угля, то рыночная ситуация как раз позволяет отрасли успешно развиваться. России очень повезло: у нас богатейшие запасы бурого угля, причем все залежи в основных местах разработки расположены на небольшой глубине — 20-30 метров. Это открытые разработки. Это Кузбасский угольный бассейн, Канско-Ачинский.

Мы сейчас работаем в бывших югославских республиках, которые ломают голову над тем, как сжигать уголь с калорийностью 1 500 ккал/кг. А у нас отходы от обогатительных фабрик имеют калорийность 2 500-3 000 ккал/кг. Наши коллеги из республик бывшей Югославии как услышали об этом, говорят: «Давайте мы у вас их купим».

Кузбасский уголь на сегодня самый лучший в мире. Его калорийность составляет 5 000 — 6 000 ккал/кг. И мы просто не имеем права его не использовать, — уверен Феликс Серант.


2024-МАЙНИНГ