Обзор СМИ


Уголь Кара-Кече. Дорогой ты наш!
26.10.2017


Чтобы посмотреть, как идет добыча угля накануне зимы, 24 октября комиссия Жогорку Кенеша по топливно-энергетическому комплексу отправилась в Нарынскую область на угольное месторождение Кара-Кече. Вместе с ними поехала и журналист ИА «24.kg».

Забраться на гору

Дорога, по которой мы добирались до месторождения, от въезда в Нарынскую область оказалась совершенно разбитой. По ее краям асфальта практически нет. Под колесами большегрузных машин он уже превратился в крошку. А сохранившаяся посередине узкая полоса асфальта сплошь в ямах. Так, трясясь, ехали несколько часов до самого разреза, обгоняя пустые грузовики, направляющиеся за углем. Обгонять их было непросто, потому что впереди идущая машина поднимала такую пыль, что не было видно, свободна ли встречная полоса. А навстречу один за другим тянулись груженые грязные самосвалы.

Доехав до разреза, отправились в горы, где идет добыча угля. Это месторождение открыл в 1913 году техник Валерий Субботин при изыскательских работах переселенческого управления по Джумгальскому водохранилищу.

Чем выше мы поднимались, тем больше погружались в пыльный туман. На дороге темно-серая пыль напоминает пудру, которая от проезжающих машин и небольшого ветерка поднимается на несколько метров, словно облако.

На самой вершине перед нами открылась прекрасная картина: склоны гор, будто нитками, увиты угольными жилами.

«Один конец этой жилы находится здесь, а другой где-то, допустим, в Суусамыре, — рассказывает работник госпредприятия «Кыргызкомур», работающий на месторождении.

Два экскаватора, начиная с самой вершины, снимают слои глины и гравия, которые отвозят самосвалы: необходимо освободить находящийся под горой уголь. Работники месторождения говорят, что раньше добытчики не убирали верхние слои гравия и глины. Из-за этого часто происходили обвалы, под которыми гибли люди. Сейчас все меры предосторожности четко соблюдаются.

«Чтобы получить тонну угля, необходимо вывезти отсюда семь тонн гравия и глины», — рассказали специалисты.

Выдать на-гора

На разрезе 140 человек работают в две вахтенные службы по 15 дней. Говорят, для большей производительности им не хватает техники.

В 2017 году Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования выделил госпредприятию «Кыргызкомур» 15 миллионов сомов. На эту сумму заключен договор с китайской компанией на поставку четырех карьерных самосвалов грузоподъемностью 35 тонн. Но и этого оказывается недостаточно.

По словам сотрудников ГП «Кыргызкомур», денег требуется намного больше. И как минимум еще два мощных экскаватора.

На высоте 2800 метров над уровнем моря немного кружится голова и плохо слышно. Чтобы услышать рассказы работников месторождения о тонкостях добычи угля, нужно подойти к ним буквально вплотную.

Они рассказали о том, что откопанный из-под слоя гравия уголь нельзя оставлять здесь надолго. Во-первых, он теряет спекаемость и коксовую способность, а во-вторых, примерно через четыре месяца начинается процесс самовозгорания.

И правда, в нескольких местах видно задымление. Очаги тушат водой. Удивительно: как холодный уголь может задымиться?

Высокогорье

Работа у добытчиков вредная и тяжелая. Мало того что на высокогорье тяжело дышать, так еще и легкие забиваются пылью. Пыль здесь везде — на одежде, на касках, на лицах и даже во рту, а обувь вовсе уходит под слой пыли, и ее даже не видно.

За вредность работникам месторождения выдают молоко и кефир. А вот доплата мизерная. Да что там доплата! Их средняя заработная плата, говорят сотрудники месторождения, составляет 13–15 тысяч сомов. И это на вредном производстве! Сами же рабочие не жалуются. Говорят, для сельской местности это неплохие деньги.

Гора проблем

Глава депутатской комиссии Кожобек Рыспаев сказал, что в целом удовлетворен работой госпредприятия, и пообещал помочь получить кредит на закупку спецтехники в Кыргызско-Российском фонде развития, так как увеличить объем добычи угля без расширения технической базы невозможно.

По словам нардепа, в качестве залогового обеспечения финансирования предприятия «Кыргызкомур» фонд просит выставить имеющуюся горнодобывающую технику, недвижимое имущество и спецтехнику, которую приобретут в будущем.

— Вы видели, в каком состоянии дорога к месторождению? Хуже не бывает! Когда наконец ее приведут в норму? — спрашиваю депутата Жогорку Кенеша и главу комиссии по ТЭК.

— Вы знаете, здесь будет проложена альтернативная трасса Север — Юг. Однако не учли 42 километра дороги, ведущей на разрез. Я буду рекомендовать правительству включить в план и этот участок. Но это нужно еще обдумать. В любом случае будем принимать какое-нибудь решение, — ответил Кожобек Рыспаев.

— Я только что узнала: зарплата работников месторождения чуть больше десяти тысяч сомов...

— Я не знал этого, — ответил депутат и обратился к руководству ГП «Кыргызкомур» с поручением пересмотреть зарплату сотрудников.

Быт горцев

Когда депутаты получили все отчеты о 15 миллионах сомов, потраченных на самосвалы, и посмотрели, как идет добыча угля, они решили проверить строительство городка для рабочих.

Городок — это пока что три барачных домика на склоне горы. Двери комнат выходят сразу на улицу, нет ни прихожей, ни санузла. На всех одна большая столовая. Отапливать помещения будут, конечно же, углем.

Городок еще не достроен. И выглядит неплохо. Но комнатки слишком тесные, окна в них маленькие. А деревянные тонкие двери вряд ли спасут людей от холода в суровую нарынскую зиму. Уверена: люди, работающие в таких тяжелых условиях, должны иметь обустроенный быт и гораздо большую зарплату.

Когда мы собрались уезжать, поднялся холодный ветер, в воздухе закружились снежинки. Но во время спуска с горы снежинок уже не было видно. Вокруг лежала лишь черно-серая, как будни горняков, пыль.

https://24.kg/ekonomika/66691_ugol_kara-keche_dorogoy_tyinash/

 

 

 

Уголь разогрел ставки

РЖД-Партнер - В конце лета и начале сентября 2017 года ОАО «РЖД» предоставило клиентам преференции, которые были призваны стимулировать приток на сеть дополнительных грузов. Перевозчик дал сигнал рынку, но операторы его не заметили.

Разновекторные тарифы

В частности, понижающий коэффициент 0,961 в сентябре был установлен для черных металлов при отправлении с семи станций на экспорт через сухопутные погранпереходы и российские морские порты. Коэффициент 0,822 ввели на доставку нефтепродуктов, сжиженного газа и электродного кокса с шести станций до места выгрузки на ст. Ветласян. При перевозке сырой нефти практически в том же направлении коэффициент установлен в размере 0,55. На перевозки листовой стали по маршруту Владивосток – Бужаниново и обратный порожний пробег специализированных платформ из-под данной номенк­латуры – 0,829.

Причем на металлы и сталь преференции предоставлены только до конца текущего года, а на энергетические грузы они распространяются и на следующий год. Также на 2018-й продлено действие понижающих коэффициентов к тарифу на перевозки шрота, кукурузы и пшеницы в границах ряда маршрутов по СКЖД (0,783), овощей и фруктов в 40-футовых рефконтейнерах со ст. Шушары до станций Батарейная, Красноярск, Красноярск-Северный, Челябинск-Грузовой (0,746). Понижающие коэффициенты коснулись также аммиака (0,938) при перевозках на расстояния свыше 1,5 тыс. км и алюминия (0,867) при экспорте с 15 станций. Индекс 0,6 введен для нефтепродуктов, следующих из Беларуси и портов Балтики в Афганистан, 0,921 – для рыбы, отправляемой со станций ДВЖД по внутренним маршрутам. Более того, после внесения регулятором изменений в нормативную базу действие коэффициентов, установленных на 2018 год, предполагается продлить до 2023-го.

Ажиотаж вокруг полувагонов

Все эти примеры показывают, что перевозчик ищет способы заманить на сеть самые разные грузопотоки. И одним из инструментов для этого являются тарифные преференции. Операторские компании строят свою стратегию в сфере ценообразования обычно в кильватере перевозчика. Казалось бы, им был подан ясный сигнал. Однако его не только не заметили, но и поступили совершенно иначе. Как отметили эксперты, ставки предоставления полувагонов достигли своего максимума за текущий год в авгус­те и сентябре. И этот феномен заслуживает отдельного изучения.

Как пояснил заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин, на эти месяцы пришелся наибольший объем погрузки в универсальный парк, что и объясняет ажиотаж и рост ставок на него. Но есть и другие факторы, в частности локальный дефицит.

Особенно остро нехватка полувагонов ощущалась на маршрутах, по которым перевозили уголь. Его отгрузка в первую очередь увеличилась на экспорт. Уголь двигался по направлениям и без того загруженным, на расстояния в 5 тыс. км. Следует учесть, что активные экспортные перевозки угля в восточном направлении всегда сопровождались высокой долей бросания проездов на пути к морским портам. Так произошло и в 2017 году.

Соответственно, у операторов ухудшились эксплуатационные показатели: они получили увеличенный оборот вагонов по сравнению с запланированным уровнем. На это, кстати, повлияло то, что инновационные вагоны могли дольше простаивать под погрузкой и выгрузкой на путях необщего пользования, если не хватало мощности техники для выполнения этих операций. Оборот вагонов снизился еще и потому, что выросло время нахождения вагонов в ремонте. В сумме это усилило нехватку полувагонов и спровоцировало рост арендных ставок.

«Многие просто не понимают, насколько обострился сейчас вопрос. Мы уже выскребли все резервы, в том числе те, что имелись по повышенным ставкам», – пожаловался начальник отдела логистики крупной угольной компании.

Осенью спрос на перевозки угля оказался высоким и на внутреннем рынке. Причина – низкие запасы гидроресурсов на ГЭС Сибири. Энергетики компенсировали нехватку электроэнергии потребителям за счет тепловой генерации. «Это существенно увеличило спрос на уголь. В свою очередь, клиенты стали не только привлекать к вывозу угля относительно дешевые полувагоны, которые могли получить согласно долгосрочным сетевым контрактам, но и искать дополнительный парк – а это уже дорогой подвижной состав», – добавил директор по маркетингу и развитию ООО «Рэйл Коммерс» Виталий Дергунов.

Но это – не единственная причина ажиотажа вокруг полувагонов. Что будет со ставками на этот вид подвижного состава дальше? Есть три сценария на эту тему. Вопрос в том, когда рынок перестанет лихорадить.

https://www.rosugol.ru/news/news_company.php?ELEMENT_ID=24243

Росинформуголь.


2024-МАЙНИНГ