Светит ли нам ВИЭ?

Подборка мнений «за» и «против»


Свой прогноз относительно возобновляемых источников энергии президент России Владимир Путин дал во время форума «Российская энергетическая неделя».

— Сегодня в мире первичным источником является даже не нефть, а уголь. Конечно, надо двигаться к тому, чтобы возобновляемые источники энергии выходили на первое место в системе генерации, но это будет не раньше, чем на рубеже после 30 лет, и пока мы не знаем, как это будет. Однако технологии использования угля и нефти также улучшаются. Поэтому эксперты в основном говорят, что энергобаланс все-таки будет сохраняться, сегодняшний энергобаланс в основном.

Александр Новак, министр энергетики РФ:

— Мне кажется, что точно будет развиваться солнечная генерация, будет больше электромобилей. Углеводороды, на мой взгляд, останутся, но будут больше использоваться уже в качестве химической продукции для производства товаров и всего остального.

Алексей Текслер, первый заместитель министра энергетики РФ:

— Сегодня доля традиционных источников порядка 85%, она упадет до 80%. В связи с этим говорить о том, что эпоха углевородов заканчивается, конечно же, преждевременно. Нам нужен баланс. У нас есть конкурентные углеводороды. Мы будем ими заниматься, развивать. Как и возобновляемые источники, причем в первую очередь с точки зрения технической компетенции. Дальше эта отрасль, безусловно, будет иметь экспортный потенциал. Пока генерация на основе возобновляемых источников в России дороже традиционной на 20-30%, но идет динамика на снижение. По нашим подсчетам, сетевой паритет в России будет достигнут где-то через 10-12 лет. Наша задача в этой гонке не отстать.

На сегодняшний день доля ВИЭ в производстве электроэнергии России составляет менее 1%, а по прогнозам, к 2035 году составит 3,2%. До 2015 года в стране практически не было построено ни одной солнечной или ветровой станции, которая бы отвечала современным требованиям. В 2015 году было введено чуть менее 60 МВт, в 2016 году — 70 МВт. К концу 2017 года планируется построить еще 130 МВт мощностей. В рамках стимулирования потребителей использовать микрогенерацию на основе ВИЭ мощностью до 15 кВт разработана соответствующая «дорожная карта». Появится возможность отдавать излишки электричества в сеть. Таким образом, мы получим активно-адаптивного пользователя, который сможет и покупать, и продавать энергию. В течение года мы хотим запустить такую инициативу. Это даст толчок развитию ВИЭ.

Дмитрий Исламов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике:

— Никто не против развития солнечной или ветровой генерации! Но давайте включим голову и не будем делать себе плохо. Не нужно необдуманных и невзвешенных решений, которые ухудшат ситуацию в экономике и социальной сфере, но это вовсе не означает, что места для ВИЭ нет.

Даже в Кузбассе, главном угольном регионе страны, мы используем ВИЭ. У нас более ста удаленных поселков, где живут шорцы — коренной малочисленный народ. До сей поры они занимаются рыболовством, сбором меда и народными промыслами. В шорский поселок Эльбеза раньше топливо завозили на вертолетах, по сути, энергоснабжение получалось золотым. В 2015 году установили там солнечную батарею, и в домах даже появились холодильники, которые раньше не могли использовать из-за недостатка электроэнергии. Сейчас есть планы по установке батарей и в других поселках. Кроме того, в Кузбассе уже сейчас используются ветрогенераторы для снабжения энергией уличного освещения.

Герман Греф, председатель правления Сбербанка России:

— Мы, как банкиры, постарались сделать такой срез: видим, что все ключевые мировые инвесторы либо собираются сокращать инвестиции в традиционную энергию, либо уже сократили. Но самое интересное — эти деньги не приходят в компании зеленой энергетики, то есть рынок пока завис на перепутье, он уходит из традиционной энергетики, но еще не пришел в компании зеленой энергетики.

Анатолий Чубайс, председатель правления ОАО «Роснано»:

— Солнечная энергетика в России уже состоялась, а ветровая (в которую инвестирует «Роснано») — состоится в 2017 году. С последней ситуация очень сложная. Он (ветер) по ряду причин пока еще не состоялся, но для меня 2017 год — это год развилки по ветру. Вижу очень серьезные предпосылки, которые могут привести к тому, что через год я смогу сказать, что ветер в России тоже состоялся.

Подготовил Леонид Алексеев на основе открытых источников информации


2024-МАЙНИНГ