Мобил Сергеева


Каменному углю нашли альтернативу

Кузбасс намерен удвоить его добычу


Кузбасс намерен удвоить добычу бурого угля уже в ближайшие несколько лет и расширить его использование в коммунальных котельных

Меняем логистику

Этот вид черного золота локализован в северо-восточной части Кемеровской области (месторождения Канско-Ачинского бассейна). Его запасы в регионе оцениваются в более чем 34 миллиарда тонн. Самое важное отличие от более распространенного каменного угля заключается в меньшем содержании углерода, что позволяет ему легче гореть, но при сжигании выделять меньше тепла (бурый уголь имеет в среднем на 30-40% меньшую теплоту сгорания).

Этот факт снижал интерес к данному виду топлива со стороны коммунальщиков и, соответственно, сдерживал работу угольщиков.

К примеру, в прошлом году добыча бурого угля в целом по Кузбассу составила менее 240 000 тонн (0,1% от добытого угля по региону в целом). А суммарный годовой потенциал добычи оценивался в объеме свыше 600 000 тонн.

До недавнего времени в жилищно-коммунальном комплексе региона на буром угле работали только 24 котельных Тисульского района и одна, отапливавшая спирткомбинат, в Мариинске.

Но осенью 2016 года по инициативе губернатора АманаТулеева было решено начать реализацию проекта по переводу котельных севера Кузбасса на бурые угли. Для этой географической части региона использование такого топлива, по оценкам специалистов, будет экономически более выгодно: снижаются транспортные расходы на доставку угля за счет близкого расположения к месту добычи.

Отопительный сезон 2017-2018 года, по данным Дмитрия Рябцева, директора кузбасского центра энергосбережения, начали с использованием бурого угля уже на 153 котельных пяти районов (Тисульского, Мариинского, Тяжинского, Ижморского и Чебулинского) — всех, имеющих ручные топки. Предполагается, что они сожгут не менее 160 000 тонн угля. Для сравнения — за время предыдущего отопительного периода на обогрев кузбассовцев ушло 116 000 тонн.

До этого каменный уголь на котельные поставлялся исключительно с разрезов центра и юга области (Прокопьевский район, Беловский район). Это было экономически неоправдано: к примеру, по 500 рублей на тонну приходилось отдавать за перевозку угля по железной дороге, плюс складские расходы, доставка до котельной.

С изменением транспортной логистики и переходом с железнодорожной доставки на более дешевую автотранспортную котельные получили возможность сэкономить на топливе.

Предполагается, что по Тяжинскому району бурый уголь за отопительный период даст 13 миллионов рублей экономии. Экономия по Чебулинскому району оценивается в 9 миллионов рублей, а по Мариинскому — в 16,7 миллиона. Появились плюсы и для железнодорожников — меньше стало отвлекаться вагонов под перевозку, освобождаются железнодорожные пути.

По информации Михаила Ольховского, начальника отдела поставки и переработки угля департамента угольной промышленности Кемеровской области, сегодня в топливном балансе северных территорий Кузбасса использование на котельных бурого угля достигло 69%. Власти планируют дальнейшее расширение сферы бурого угля на котельные Яйского, Яшкинского районов, городов Анжеро-Судженска и Тайги.

Но есть проблема — там (а это более 80 объектов) предварительно необходимо провести модернизацию котельного оборудования для сохранения температурного режима в сильные морозы, поэтому начат поиск возможных инвесторов. В этом плане определенные надежды возлагаются на механизм концессионных соглашений (государственно-частное партнерство, предусматривающее передачу имущества частному инвестору, который должен осуществить реконструкцию или строительство объекта и имеет право получать доход от его использования).

В случае дальнейшего увеличения спроса на кузбасский бурый уголь, отмечает Михаил Ольховский, его добычу возможно уже в ближайшие два-три года увеличить минимум вдвое.

Спрос рождает предложение

Сегодня главным добытчиком бурого угля в Кемеровской области является разрез «Кайчакский-1», работающий на территории Тисульского района.

Отметим, что признаки наличия бурого угля в этом районе были известны еще в девятнадцатом веке. Практическое использование такого топлива для отопления было впервые произведено в 1921 году. Одно время уголь добывался только в зимнее время. С 1952 года началась промышленная добыча открытым способом, но объемы работ были не слишком велики. Импульсом для дальнейшего развития здесь производства послужила принятая в начале восьмидесятых годов прошлого века программа создания гигантского Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭКа). В границы КАТЭКа было включено Тисульское месторождение бурых углей, состоящее из четырех участков — Ржавчик, Смычка, Притаежный и Кайчак.

Стартовая мощность разреза «Кайчакский», начавшего работать в 1986 году, была 80 000 тонн. В 2015 году здесь добыли уже под 200 000 тонн. А нынче предприятие намерено выйти на добычу 250 000 тонн.

— Уголь у нас залегает ближе к поверхности, поэтому, в отличие от коллег-открытчиков, добывающих каменный уголь, мы можем обходиться без буровзрывных работ и не пробивать штольни. Это делает себестоимость добычи меньше, да и для местной экологии тоже польза, — рассказывает Андрей Понетайкин, директор разреза. — В нынешнем году на приобретение горно-транспортной техники направили 15 миллионов рублей, за 10 месяцев добыча увеличилась на 42%. Сейчас у нас трудится более 90 работников. Для коммунально-бытовых нужд области в этом году запланировано выделить до 170 000 тонн угля, для обеспечения топливом малообеспеченных семей — 200 000 угля.

Ранее разрез в основном поставлял уголь котельным и жителям Тисульского района. Качеством покупатели оставались довольны — во всяком случае, по словам Веры Хисамовой, главы района, ни к ним, ни в администрацию Кемеровской области жалоб от населения не поступало. А то, что разрез, что называется, «под боком», позволяло сэкономленные на транспортных расходах средства дополнительно пускать на социальные программы.

А вот новые рынки сбыта за пределами района осваивались непросто — в том числе из-за широко распространенной точки зрения, что по своим основным характеристикам бурый уголь уступает каменному. Приходилось из-за этого, как отметил Андрей Понетайкин, ограничиваться разовыми поставками теплоснабжающим организациям с сентября по май.

В 2013 году удалось, в частности, договориться о поставках в Новокузнецк с компанией «Кузнецкие ферросплавы» — это сотрудничество продолжается и сейчас. А благодаря приглашению в проект администрации Кемеровской области в сентябре 2016 года, разрез получил новых потребителей в сфере ЖКХ и быстрый сбыт угля сразу в четырех районах региона.

Заинтересовались тисульским углем и в дальнем зарубежье — была, в частности, достигнута договоренность о поставке пробной партии топлива на котельные Венгрии — первоначально порядка 2 000 тонн. Первые 30 вагонов отправились к месту назначения в начале ноября.

Александр ПОНОМАРЁВ