Обзор СМИ


Разные стороны угля и металла
20.02.2018


Если оценивать развитие двух базовых отраслей региона – углепрома и металлургии – за последние годы, то сразу бросается в глаза разные направления развития. Угольная отрасль растет в объёмах производства и новыми мощностями, развивается буквально «вширь», захватывая новые территории и земли. Металлургия на этом фоне стагнирует. По основным показателям производства отрасль или снижает объёмы выпуска, или, в лучшем случае, удерживает. Новые мощности не вводятся, последние пуски были несколько лет назад, и уже тогда были редкостью. В итоге, снижается общий вес отрасли в социально-экономическом развитии региона – сокращается доля занятых, влияние на смежные отрасли, доля налоговых платежей. Не был исключением и прошлый год, по его итогам индекс производства в угольной промышленности составил 103,4%, в металлургии – 95,1%. И это на фоне роста углепрома и падения металлургии годом ранее. Мы попытались выделить по три ключевых момента в развитии двух главных отраслей региона в прошлом году. Не столько события, сколько группу событий и/или тенденции. Возможно, они не выступают определяющими на долгий срок. Но прошлый год сделали они.

Уголь – в рост

1. Рекорд роста, рекорд добычи, рекорд прибыли

Весь прошлый год работа углепрома Кузбасса шла под знаком бурного роста и больших производственных пусков (о них – ниже). Благодаря отличной конъюнктуре угольного рынка, высоким спросу и ценам, собственно сам по себе рост прошлого года и стал не только главной тенденцией развития 2017 года (тенденция эта уже многолетняя), а его главным событием.

Примечательно, что власти региона на протяжении всего года мало и осторожно говорили о перспективах такого роста. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев дал прогноз добычи угля на 2017 год в 240 млн тонн только в традиционном бюджетном послании уже в конце ноября. Когда уже было более или менее ясно, каков будет годовой итог. Сами угольщики традиционно были осторожны в своих прогнозах, как в начале, так и на протяжении прошлого года. Так или иначе, очередной рекорд состоялся. Причём, не один, а сразу три в одном. Угольная отрасль Кузбасса показала и самые высокие за последние 10 лет темпы годового прироста в добыче – 6,2%, до 241,5 млн тонн – и самый высокий уровень добычи в истории бассейна (хотя этот рекорд устанавливается уже 7 лет) и рекордные финансовые показатели.

За 10 месяцев 2017 года, по данным Кемеровостата, сальдированная прибыль угольных предприятий выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года в 2,6 раза и составила 187 млрд рублей. Благодаря именно прибыльности угольщиков общий финансовый результат экономики Кузбасса также оказался положительным – 249,3 млрд рублей сальдированной прибыли. За весь 2016 год, который, благодаря росту цен во второй половине года, также оказался вполне удачным, всей экономикой было получено только 133 млрд рублей. А 2013-2015 годы вообще были убыточными с заметным превышением убытков над прибылью.

2. Против угля

Важнейшим событием прошлого года и уже устойчивой общественной тенденцией стали для угольщиков активные общественные протесты. Множество жителей пригородов Новокузнецка, сел и поселков Беловского, Новокузнецкого и Прокопьевского районов выступило против расширения добычи открытым способом. Их недовольство вызвали сами работы угольщиков вблизи жилой и дачной застройки, шум и пыль от этих работ, безостановочное передвижение тяжёлых углевозов, планируемые переносы дорог общего пользования и др. Надо сказать, что реакция угольщиков мало способствовала урегулированию конфликтов. Компании отказывались вести какие-то переговоры с протестующими, обходясь традиционной, оговоренной с региональными и местными властями, помощью в проведении ремонтов школ, выделением бесплатного угля и т. п. Либо, что было даже чаще, переговоры вели представители местных властей. Что не добавляло доверия жителей.

Губернатор Кузбасса Аман Тулеев отреагировал на протесты в бюджетном послании 23 ноября 2017 года. Он заявил, что против России и региона ведется информационная война, в которой «раздувается любой негатив». В частности, «появляются какие-то непонятные люди, которые ничего не понимают в работе угольной отрасли, но они стоят вдоль дорог с плакатами, на которых написано: «Закрыть! Закрыть! Закрыть!» Эти протесты он назвал раскачиванием ситуации, так как закрытие угольного разреза может привести к потере тысяч рабочих мест. Впрочем, по инициативе губернатора Сибнедра отменили уже назначенные на середину декабря несколько аукционов на новые угольные участки, в том числе, те, что предусматривали налаживание добычи вблизи Новокузнецка.

Резонанс от выступлений общественности и их обращения дошли до федерального центра. В начале февраля регион посетили с проверкой начальник сводного информационно-аналитического отдела департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго Валерий Гришин и начальник департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Евгений Калинин. Как пояснил первый, проверка и совещание с угольщиками, которые провели гости, были вызваны тем, что «участились случаи обращений граждан президенту России по поводу ведения открытых горных работ» в Кузбассе. По словам Валерия Гришина, проверены были два разреза на юге региона, которые «в общем и целом работают в рамках лицензионных соглашений, в правовом поле», заявил представитель Минэнерго.

Впрочем, констатацией того, что работа идет «в правовом поле», дело не обошлось. По итогам совещания 8 февраля с участием представителей «Березовского» и «Кийзасского», сообщил Валерий Гришин, угольщикам «было предложено разработать дополнительные мероприятия по ведению горных работ, чтобы исключить те нарушения, что выявляются при проверках. Дополнительные мероприятия предусматривают пыле- и шумоподавление и дополнительное озеленение. Будут ли ещё какие-то уступки общественному мнения, пока неясно. Но какое-то давление на угольщиков будет, как сообщил после совещания Евгений Калинин, департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу намерен провести внеплановые проверки угольных предприятий Кузбасса в 2018 году, их список департамент направит в Росприроднадзор в ближайшее время. Заместитель губернатора Кузбасса по ТЭК и экологии Евгений Хлебунов заявил в свою очередь, что будет проведен мониторинг выполнения лицензионных соглашений угольщиками, чтобы оценить реальную ситуацию относительно объемов угледобычи и решения экологических вопросов, «особое внимание будет уделено рекультивации – наличию проектов и их выполнению».

3. Три шахты разом

Прошлый год был щедр для углепрома не только высоким спросом и ценами, рекордами производства и финансовых результатов, но и пусками новых предприятий. Редкий случай – их было несколько, причём предприятий подземной добычи – трёх новых шахт и второй очереди уже работающей шахты. Можно сказать, что прошлый год прошёл в Кузбассе под знаком новых шахт.

Уже к Дню шахтёра-2017 угольщики запустили три новых производства – шахту «Увальная» (полная проектная мощность – 4,5 млн тонн) в Новокузнецком районе, шахту им. Тихова (1,8 млн тонн) в Ленинск-Кузнецком районе и вторую очередь шахты «Бутовская» (полная мощность с пуском второй очереди – 1,8 млн) в Кемеровском районе. В декабре к ним прибавился новый добывающий участок «Магистральный» в составе шахтоуправления им. Рубана. Проектная мощность нового предприятия 4,5 млн тонн угля. Эти пуски показывают, что угольщики могут и в состоянии запускать не только новые мощности на предприятиях открытого способа добычи, но и шахты. Правда, о новых проектов подобного рода пока не объявлено (кроме уже заявленных и, конечно, незавершенных).

Металл – вниз

1. Большие ремонты

Главными производственными событиями прошлого года в кузбасской металлургии стали проекты по реконструкции. Дорогостоящие и важные, но не меняющие принципиально ситуацию в отрасли. Их реализация не увеличивает производственные мощности, по крайней мере, существенно, хотя и улучшает экологическую обстановку вокруг предприятий и повышает экономическую эффективность. А ещё сокращает занятость.

В прошлом году такими крупными проектами стали капитальные ремонты на АО «Евраз ЗСМК» доменной печи №2 стоимостью порядка 1 млрд рублей и замена 320-тонного конвертера №5 стоимостью в 400 млн рублей. В ходе ремонта домны был частично заменен кожух агрегата, полностью восстановлена система охлаждения, обновлена огнеупорная футеровка, отремонтирована система загрузки печи. Новый конвертер взамен старого был сконструирован и поставлен Южно-Уральским машиностроительным заводом. В ходе ремонта был заменен не только сам конвертер, но также котел-утилизатор, комплекс газоочистки и инфраструктура агрегата.

Впрочем, экстраординарными проведённые работы назвать нельзя: в 2016 году на Запсибе был проведён капитальный ремонт на доменной печи №1, в этом году, как сообщил управляющий директор АО «Евраз ЗСМК» Алексей Юрьев, запланировано обновить домну №3 (всего на комбинате три доменные печи) и заменить очередной конвертер. Ремонт домны, как сказано по этому поводу в сообщении «Евраз Груп», «позволит повысить эффективность и производительность доменного производства».

2. Добавления и улучшения

В октябре прошлого года Алексей Юрьев подчёркивал, что для предприятия крайне важно налаженное сотрудничество с ключевым партнёром, ОАО «РЖД», которое позволяет планировать рост производства 100-метровых рельсов. Именно этот продукт должен стать основным, а его производство вырасти с 250 тыс. тонн в 2017 году до 330 тыс. в 2018 году и до 500 тыс. тонн к 2022 году. Для этого в рамках проекта расширения рельсобалочного производства планируется вторая линия отделки. В расчёте, кстати, не только на внутренние, но и на экспортные поставки, в том числе, на рынок Германии. Продукт этот, правда, не совсем новый – выпуск его комбинат наладил в 2013 году, а решение о производстве было принято в 2009 году.

К другим улучшениям можно отнести такие проекты, которые в прошлом году реализовал «Евраз ЗСМК», как пуск в августе нового стана для перемотки проволоки. Или проект «Экологический Содерберг» по замене электролизеров на Новокузнецком алюминиевом заводе. Правда, объем инвестиций в прошлом году был запланирован на НкАЗе в размере всего 100 млн рублей (не считая 180 млн экологических вложений), что вряд ли можно посчитать серьёзной суммой. У угольщиков даже средние по размерам компании в ходе обновления основных фондов тратят до 1 млрд рублей ежегодно. Очевидно, что никакого нового строительства, новых производств и глубокого обновления от таких металлургических предприятий Кузбасса, как НкАЗ или Гурьевский метзавод (в конкурсном производстве, перспективы которого неясны), сегодня ждать не приходится. Как впрочем и от АО «Кузнецкие ферросплавы», которое уже давно построило новую производственную площадку в Юрге, и о новых проектах развития ничего не сообщает.

За 9 месяцев прошлого года объем капитальных вложений в кузбасскую металлургию был в 28 (!) раз меньше, чем в угольную отрасль (2 млрд рублей против 56 млрд). С такой разницей сложно рассчитывать на уход экономики Кузбасса от моноугольной зависимости. Она не только не сокращается, разрыв между углепромом и остальными отраслями становится все больше.

3. Больше экологических вложений

Следует отметить, что в прошлом году металлурги Кузбасса проявили повышенную активность в области охраны окружающей среды и реализовали несколько крупных экологических проектов. «Евраз Груп» направила на эти цели в прошлом году более 1 млрд рублей, правда, по всей России. В Новокузнецке в феврале прошлого года на аглофабрике Запсиба были запущены газопылеулавливающие системы на базе рукавных фильтров стоимостью более 350 млн рублей, началась реализация проекта по переводу котла №9 ЗапсибТЭЦ с угля на сжигание вторичных газов, что призвано снизить выбросы пыли, образующихся при сжигании твердого топлива, и улучшить экологическую обстановку. Общие вложения в проект – около 800 млн рублей.

В то же время следует напомнить, что металлурги Новокузнецка многие десятилетия были главными загрязнителями в регионе. Причём, во всех средах – воды, воздуха, огромных участков земли, которые заняты миллионами тонн шлаками, отходами обогащения руд. Каменноугольной смолой коксохимических производств Новокузнецка сформированы целые озёра в черте города. Сегодня действует такое природоохранное законодательство, которое не допускает подобного загрязнения, и негативное воздействие металлургических производств на окружающую среду уменьшилось. Тем менее, оно осталось самым значительным из промышленных отраслей. Поэтому от металлургов Кузбасса логично ждать  больше экологических вложений.

http://avant-partner.ru/partner/7290.html


2024-МАЙНИНГ