Обзор СМИ


«Интауголь» не выбрался из убытков
03.07.2018


Власти Коми констатировали закрытие шахты

Власти Коми не сумели вывести на безубыточность градообразующую компанию «Интауголь» или найти на нее покупателей. Теперь шахту ликвидируют, однако вопрос о трудоустройстве рабочих и будущем моногорода Инты пока не решен. Рассматриваются варианты перевода части шахтеров в Воркуту и создания в Инте территории опережающего развития.

Совет директоров АО «Интауголь» принял решение закрыть предприятие, сообщает пресс-служба правительства Коми. Об этом было объявлено на встрече главы республики Сергея Гапликова и гендиректора компании Игоря Раюшкина.

АО «Интауголь» было создано в 2016 году на базе банкрота АО «Шахта "Интауголь"», вовлеченного в коррупционный скандал вокруг бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера. Предполагалось, что новая компания будет продана с торгов, но инвесторов так и не нашлось. Для безубыточной работы компания «Интауголь» должна была, по расчетам руководства и местных властей, добывать 3,5 млн тонн угля в год, тогда как последние годы добывала около 1 млн тонн, а в 2017 году из-за простоев и нехватки финансирования добыла всего 300 тыс. тонн. При этом, как отметил Игорь Раюшкин, 70% продукции — это марка ДСШ (то есть мелкая, быстро сгорающая фракция), и текущая добыча покрывает лишь половину затрат компании.

Основной потребитель угля компании — Череповецкая ГРЭС ПАО «ОГК-2» (входит в «Газпром энергохолдинг», ГЭХ), удаленная от шахты примерно на 2 тыс. км. При этом энергокомпания покупала уголь по цене 570 руб. за тонну ($9), тогда как себестоимость продаж «Интаугля» — 970 руб. на тонну (около $15), что давало убыток в 400 руб. с каждой тонны, рассказал вице-премьер правительства Коми Николай Герасимов. Работа до конца года, по его словам, принесла бы 480 млн руб. убытка. При этом ГЭХ давно хотел закрыть Череповецкую ГРЭС, сейчас она работает в вынужденном режиме по теплоснабжению (вводится для дорогой, но нужной для энергосистемы или теплоснабжения генерации) до 2021 года, «Системный оператор» (диспетчер энергосистемы) уже разрешил вывести станцию по электроэнергии. В Минэнерго и «Газпром энергохолдинге» от комментариев отказались.

Проблема с закрытием шахты в том, что «Интауголь» — градообразующее предприятие. Сейчас задолженность по зарплате для работников (около 1,5 тыс. человек) закрывается за счет субсидий «Корпорации развития Республики Коми». В 2016–2017 годах регион выделил на поддержку «Интаугля» около 1 млрд руб. После того как в июне 2017 года Сергей Гапликов доложил о сложной ситуации премьеру Дмитрию Медведеву, правительство выделило из резервного фонда еще 1,2 млрд руб. на погашение долгов предприятия по зарплате и соцобязательствам. Для поддержки шахты рассматривалось субсидирование поставок угля на Череповецкую ГРЭС, а также создание территории опережающего развития «Инта» — в Минэкономики подтвердили “Ъ”, что готовы рассмотреть такую заявку.

    Если перевести вообще все на ядерную энергетику и на газ, тогда нужно думать, что делать с этими угольными регионами. И с шахтерами

Сейчас власти региона говорят в основном о переселении шахтеров «Интаугля» в Воркуту. Гендиректор «Воркутаугля» (входит в «Северсталь» Алексея Мордашова) Сергей Лихопуд заверил, что компания «готова подставить плечо интинским шахтерам и предоставить им возможность пройти обучение либо получить новую, востребованную на шахтах компании специальность, а также дальнейшее трудоустройство». По словам источника “Ъ”, знакомого с ситуацией, «речь идет о нескольких сотнях человек». Согласно протоколу совещания у главы Минэнерго Александра Новака от 7 февраля, стоимость переселения всех жителей Инты оценивается в 30 млрд руб.

«Себестоимость "Интаугля" высокая из-за недоинвестирования производства и неумелого менеджмента»,— считает источник “Ъ” среди угольщиков. «Никто не ожидал, что компания сможет восстановиться»,— добавляет другой собеседник “Ъ” в отрасли. Для сравнения, у крупнейшего производителя энергоугля в РФ СУЭК себестоимость продаж в 2017 году составляла 796 руб. ($14) на тонну, еще в среднем $7 на тонну составляли расходы на транспортировку угля по железной дороге. Но уголь СУЭК и «Интаугля» сложно сравнивать — у первой компании он качественнее и продается по более высоким ценам, отмечает Максим Худалов из АКРА. Уголь ДСШ сложно продавать: котельные не берут его из-за быстрого сгорания, электростанции — только с дисконтом, а в случае Череповецкой ГРЭС под боком есть промотходы «Воркутаугля», которые вполне заменяют ДСШ, к тому же будут дешевле по логистике, указывает господин Худалов. «В ликвидации компании, к сожалению, нет ничего удивительного»,— резюмирует эксперт.

https://www.kommersant.ru/doc/3675414?query=%F3%E3%EE%EB%FC


2024-МАЙНИНГ