В пользу кузбассовцев

В гостях «УК» Дмитрий Исламов


В гостях «УК» депутат Государственной Думы VII созыва, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, член редколлегии нашего журнала Дмитрий Исламов 

— Здравствуйте, Дмитрий Викторович! Тема для беседы сегодня, когда за окном -42 градуса, актуальна как никогда. Хочется поговорить про ваш законопроект, внесенный в Госдуму, который восстанавливает право на получение бесплатного пайкового угля определенными категориями граждан. В чем здесь суть?

— Пайковый уголь — это норма угля, которую бесплатно предоставляют тем шахтерам, кто проживает в домах с печным отоплением. Нормы разные: к примеру, в Кузбассе это 7,8 тонны, а в Ростовской области — 5,4 тонны. По нашему законодательству пайковый уголь шахтерам-пенсионерам предоставляется бесплатно за счет шахты. А те пенсионеры, кто работал на государственных шахтах, получают уголь от государства.

Проблема заключается в том, что значительная часть шахтеров-пенсионеров выпадает из числа людей, обладающих таким правом. Это те, кто также проработал на государственном предприятии, но на пенсию вышел после ликвидации шахты.

Говоря официальным языком, согласно действующей редакции Федерального закона №81-ФЗ правом на получение бесплатного пайкового угля за счет средств федерального бюджета обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие стаж работы десять и более лет в организациях с государственным участием и достигшие пенсионного возраста в соответствии с законодательством РФ ДО ликвидации организаций или ДО продажи пакета акций организаций, находящихся в федеральной собственности.

Данное право не распространяется на бывших работников организаций угольной промышленности с государственным участием, также имеющих стаж работы десять и более лет на предприятии с государственным участием, но достигших пенсионного возраста в соответствии с законодательством РФ ПОСЛЕ ликвидации организаций, ПОСЛЕ продажи пакета акций организаций, находившихся в федеральной собственности. Для категорий лиц, которые были уволены с предприятий угольной промышленности до ликвидации в связи с банкротством, эта мера социальной поддержки особенно актуальна, поскольку собственник-банкрот не в состоянии выполнить все социальные обязательства, предусмотренные действующим законодательством. Такой подход, на мой взгляд, свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства, допускающего социальную несправедливость по отношению к указанной категории лиц.

— Неужели этот вопрос заслуживает такого высокого внимания? Так ли много человек в Кузбассе, в РФ нуждаются в бесплатном пайковом угле?

— Если проект закона будет принят, 9 тысяч шахтеров-пенсионеров в 22 регионах страны смогут получать бесплатный пайковый уголь. При этом больше половины получателей проживают в Кузбассе. Надо понимать, что это представители самого тяжелого труда в мире; люди, которые работали на опасных подземных участках для блага страны. Они действительно заслужили это право.

— Да, журналисты «УК» хорошо понимают это. Тем более категория граждан, о которой идет речь, не самые состоятельные люди…

— Не случайно лишение значительной части пенсионеров права безвозмездного пользования пайковым углем вызвало многочисленные обращения граждан в адрес президента РФ, депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации, органы государственной власти из угольных регионов страны. В текстах обращений прямо указывается на социальную несправедливость по отношению к вышеуказанной группе.

Ситуация усугубляется тем, что бывшие работники-пенсионеры, семьи работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профзаболевания, вдовы (вдовцы), инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию относятся к наименее защищенным гражданам. Затраты на приобретение угля для отопления жилищ указанных категорий лиц действительно составляют весомую часть семейного бюджета.

Расширение круга получателей пайкового угля позволит уменьшить количество людей, которые живут за чертой бедности в угледобывающих регионах.

— Вы говорите про «лишение», ибо было время, когда вышеуказанная категория работников получала пайковый уголь, почему эта «привилегия» была отменена?

— Право на получение бесплатного пайкового угля было отменено в 2005 году Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

— Теперь, будем надеяться, справедливость восторжествует в отношении многих льготных категорий людей, шахтеров, имеющих стаж работы на менее 10 лет и лишившихся ее по ряду причин, вовсе не зависящих от самого человека. В какую сумму это обойдется бюджету страны?

— Реализация положений законопроекта потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности на период с 2020 по 2030 год, в объеме 1 902 608,7 тысячи рублей, в том числе на 2020 год — 251 531,1 тысячи рублей.

— Продолжая тему справедливости, хочется перейти к другому больному вопросу: переселение людей с подработанных территорий. Соответствующая программа Минэнерго есть, она работает с 1994 года и довольно эффективна, но люди продолжают жить во временных бараках на подработанных территориях. Как много семей нуждается в помощи?

— Речь идет об 11 тысячах семей, в основном это жители Кузбасса и Ростовской области.

В бюджете 2019 года запланированы деньги на решение этой острейшей проблемы, причем в увеличенном (по отношению к прошлому году) размере. Например, Прокопьевск в 2018 году получил 76 миллионов рублей, а в 2019 году получит 502 миллиона; Киселевск — в текущем году 260 миллионов, что в два раза больше, чем в 2018 году. По другим регионам страны цифры следующие: Новошахтинск Ростовской области получит больше в три раза, город Шахты — в четыре.

Цифры неплохие, однако такими темпами мы будем переселять людей еще минимум 12 лет. На заседании комиссии по ТЭК в Кемерове в августе прошлого года, где были приняты очень важные для угольной отрасли решения, губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв поднял вопрос о переселении жителей с подработанных территорий. Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о переселении людей с подработанных территорий до 2025 года. То есть в два раза быстрее.

— По вашей инициативе Госдума подготовила запрос в правительство о переселении жителей с подработанных территорий. В чем суть этого запроса?

— Цель — запросить правительство о том, какие меры приняты, и какие средства предполагается заложить в бюджет для выполнения этого поручения президента. Задача — ускорить процесс переселения наших жителей с подработанных территорий.

— Да, на карте Кузбасса немало территорий, где шахты давно закрыли, а люди продолжают жить. И дома старые, обветшалые, а самое страшное — под домами пустота, выработки закрытых шахт. Отсюда постоянные провалы, постоянные подтопления, в погребах просачивается и скапливается взрывоопасный метан. Надеемся, что ваши усилия, направленные на принятие законов в пользу Кузбасса и кузбассовцев, окажутся успешными.

Лариса Филиппова, 8 февраля 2019 г.


2024-МАЙНИНГ