Интеллектуализация

Новые возможности организации энергетической отрасли


Темпы развития российской электроэнергетики полностью определяются темпами развития экономики страны и повышением ее энергоэффективности. Именно рост экономики страны в целом и отдельных регионов России диктует спрос на электроэнергию, регулирует необходимость в новых генерирующих мощностях и линиях электропередач. Соответственно, развитие энергетики, наращивание ее производственного потенциала является ответом на вызовы экономики.

Другой дело — темпы обновления российской электроэнергетики. Они крайне неудовлетворительны, потому что на протяжении последних 20 лет вложения в отрасль и их отдача в виде новых мощностей, были критически недостаточными для того, чтобы воспрепятствовать неуклонному старению основных фондов. Активизация инвестиционной деятельности в последние годы и в генерации, и в сетях, пока еще не дает заметного эффекта в отраслевом масштабе. Главная же проблема в том, что она практически не затрагивает существующие генерирующие и сетевые мощности, до сих пор в отрасли отсутствуют системные экономические механизмы, формирующие устойчивую тенденцию интенсивного обновления парка действующего оборудования.

В последнее время в электроэнергетику вкладывается много денег, но насколько велика отдача, насколько принимаемые решения оптимальны, насколько потребитель рискует в ближайшие 10 лет переплачивать из-за того, что энергетикам хочется вложить побольше денег именно сейчас, — все эти вопросы являются центральными при разработке и технико-экономическом обосновании прогнозов и программ развития отрасли.

Компетентное мнение

Федор Веселов, заведующий отделом развития и реформирования энергетики Института энергетических исследований РАН, считает, что с точки зрения развития первостепенной задачей отрасли является выбор правильных технологических направлений обновления электроэнергетики.

— Понятно, что прирост мощностей будет идти уже на новых разработках и оборудовании, — говорит он. — Но что делать с существующими активами, насколько интенсивно и с помощью каких технологий обновлять, — это, конечно, большой вопрос.

Вторая задача — решить, как увязать объем инвестиций со все усиливающимися требованиями сдерживания дополнительной ценовой нагрузки на потребителя. Потребитель, в принципе, готов платить, но за качественную услугу, экстенсивное увеличение инвестиционных аппетитов отрасли он оплачивать не хочет, а в ряде случаев и не может без потери собственной конкурентоспособности. В действительности мы сталкиваемся с серьезным макроэкономическим вызовом, когда стоимость электроэнергии для потребителя становится неприемлемой и в результате он «голосует ногами», уходя из энергосистемы, ставя собственные источники энерго- и теплоснабжения.

Первые две задачи соединяются в третьей — финансовом обеспечении инвестиционных программ в отрасли. В современных условиях, решая задачи развития и обновления, компании отрасли оказываются в «ножницах» растущих инвестиционных потребностей и жестких ценовых ограничений, следствием чего является быстрый рост их кредитной нагрузки до критических значений. Безусловно, здесь необходима постоянная работа самих компаний по повышению эффективности инвестиций. Вместе с тем, решение задачи отраслевого масштаба должно осуществляться ими совместно с государством, которое может использовать различные экономические инструменты для стимулирования компаний и сдерживания роста цен на электроэнергию для потребителей за счет снижения стоимости проектов и инвестируемого капитала. К таким стимулам можно отнести целенаправленную промышленную политику по крупносерийному освоению новых типов оборудования, обеспечивающую удешевление стоимости типовых инвестиционных проектов в электроэнергетике, совершенствование конкурентного ценообразования, которое создаст рыночные стимулы к замене оборудования, обеспечит конкурсный отбор инвестиционных проектов и гарантирует их экономически обоснованную оплату потребителями, а также расширение льготного кредитования со стороны банков с государственным участием и применение мер по субсидированию процентных ставок по кредитам коммерческих банков и налоговых льгот, включая ускоренную амортизацию нового оборудования и налоговые каникулы.

Smart Grid в электроэнергетике — что это?

Однозначного определения Smart Grid не существует, однако все чаще встречается наиболее общая трактовка этого термина как новой технологической и хозяйственной парадигмы организации и развития электроэнергетики.

Во-первых, создание Smart Grid подразумевает не только массовое оснащение новыми силовыми элементами, но и формирование параллельно с энергетической инфраструктурой сопоставимой по сложности инфраструктуры информационной, которая обеспечит их более оперативное, автоматизированное и адаптивное взаимодействие в рамках новой системы управления, опирающейся на мощнейшие средства анализа данных и совершенно новые алгоритмы принятия решений. «Интеллектуализация» является ключевым свойством такой системы управления, и формирование новых «мозгов», обеспечивающих функционирование энергосистемы, является наиболее сложной научной и инженерной задачей.

Во-вторых, изменения в сфере технологий и управления неизбежно будут сопровождаться качественной перестройкой экономических форматов взаимодействия субъектов отрасли, включая производителей электроэнергии, ее потребителей, инфраструктурных организаций. Появляются новые возможности для организации конкурентной торговли энергией, мощностью, системными услугами, меняются поведенческие стратегии субъектов, прежде всего — потребителей, которые, оснащаясь новыми технологиями управления спросом, распределенной генерации, аккумуляции энергии, становятся активными участниками рынка.

Основной интеллектуализации электроэнергетики является формирование на новых принципах, алгоритмах, средствах связи системы управления функционированием технологического и коммерческого контуров энергосистемы. Данная система не будет строго иерархической — все возрастающую роль в ней будут играть горизонтальные взаимодействия, рациональная децентрализация и автоматизация задач управления, решаемых с помощью интеллектуальных методов в условиях неопределенности внешней среды, с учетом прошлого опыта и прогноза возможностей и рисков, с выбором вариантов адаптации в реальном времени к постоянному изменению, например, баланса активной или реактивной мощности, частоты, или же коммерческого баланса спроса и предложения электроэнергии. По сути это — изменение идеологии управления в электроэнергетике, когда на смену жестким иерархическим приходят гибкие горизонтальные связи.

В процессе интеллектуализации электроэнергетики при создании Smart Grid необходимо обеспечить последовательный переход от существующих к новым системам управления — исключив появление рисков для снижения надежности и эффективности энергоснабжения. Таким образом, задачи технологической модернизации и модернизации системы управления должны быть тщательно синхронизированы. Безусловно, эти задачи должны ставиться и решаться в отраслевом масштабе.



Жизнь сама подталкивает

В последнее время инновационная деятельность в электроэнергетике заметно активизировалась, и этому в немалой мере способствовали жесткие требования к энергокомпаниям с государственным участием по разработке программ инновационного развития, а также формированию целевых бюджетов для их реализации в объеме до 3% от годовой выручки. Однако несмотря на финансовые ресурсы, проблемой остается нескоординированность данных программ между собой, в результате чего проработка некоторых научно-технических проблем дублируется, а часть проблем остается неохваченными. Есть ряд инновационных направлений, весьма капиталоемких, которые не под силу освоить одной, даже крупной компании. Сдерживающим фактором остаются и корпоративные интересы, когда компании в меньшей степени заинтересованы вкладываться в решение общеотраслевых задач, выходящих за пределы их сферы бизнеса.

Все эти соображения показывают, что государство не может дистанцироваться от участия в процессе создания и внедрения инноваций — его координирующее участие как через организационные меры, так и в рамках софинансирования, существенно повысит эффективность использования средств на прорывных направлениях. Одним из механизмов координации научных разработок являются созданные в 2010 году технологические платформы, в том числе платформа по проблемам интеллектуальной энергетики. Однако в то же время необходимы и механизмы финансового сотрудничества в форме совместных инновационных фондов, позволяющих профинансировать полный цикл инноваций и комплексных решений по технологическому обновлению, к которым, безусловно, относится и Smart Grid.


2024-МАЙНИНГ