«Большевики» Володины

202 года составляет общий горняцкий стаж этой семьи


Юная красавица Валентина была девушкой городской. Родилась в Сталинске (сегодня Новокузнецк, Кемеровская область) в 1933 году. Выросла там, окончила школу, курсы бухгалтеров и техникум.

Ее ровесник Виктор, видный парень, жил в селе Осиновое Плесо (Новокузнецкий район). Работал в лесхозе.

Трест «Облкемеровоуголь» в 1954 году сдал в эксплуатацию шахту «Большевик» (поселок Большевик, Новокузнецкий район). Вале и Вите исполнилось на тот момент по 21 году, и каждому по своим делам понадобилось приехать в поселок Чистая Грива (Новокузнецкий район). Там их и настигла стрела Амура. Там же родилась на свет семья Володиных и первенец Сашенька.

Сегодня Александр Викторович об этом почти не помнит, потому что дом, в котором родился, сгорел, и в двухлетнем возрасте он с родителями переехал в поселок шахты Большевик. Из Чистой Гривы Володины привезли с собой деревянный сруб, из которого выстроили новый дом, ставший впоследствии родовым гнездом будущей шахтерской династии Володиных. Уже здесь в 1959 году родились Сашины брат и сестра — двойняшки Сергей и Наталья.

Дом «вырос» на одной из восьми улиц поселка, и почти все местные жители работали на шахте «Большевик». Виктор Иванович устроился подземным горнорабочим 2 разряда. Какое-то время был подземным слесарем-монтажником, потом подземным горнорабочим 4 разряда, проходчиком 3 разряда и с 33 лет до самой пенсии — мастером-взрывником. Трудился и на пенсии. В копилку династии Володиных вошли его первые 29 лет, посвященные шахте «Большевик». От жены, Валентины Матвеевны — еще 32 года семейного шахтерского стажа. Она как пчелка на «Большевике» — и в ламповой, и кладовщиком, и старшим табельщиком. Дети с гордостью вспоминают, что мама знала всю шахту по имени-отчеству и табельный номер каждого работника. А в то время на предприятии трудилось более полутора тысячи человек!

Как могла Валентина Матвеевна держать в уме такое количество имен? Наверное, секрет в том, что чуть ли не половина шахты окажется Володиным родственниками той или иной степени. Династии уже перероднились. А кто не родственник — тот просто сосед, с которыми дружили семьями, ездили отдыхать, рыбачить, охотиться. У шахты была своя база отдыха, рыбное хозяйство, где карпов разводили, пасека, гусиная ферма. Дети тоже корефанили, вместе ездили в пионерские лагеря. И приобщались к шахтерским традициям.

Захотел остаться в шахте

Старший сын Володиных, Александр Викторович, отработал на шахте «Большевик» 29 лет. Общий стаж горняка — 34 года. По семейным обстоятельствам ему пришлось «погостить» на других угольных предприятиях. Даже на северной шахте в городе Нерюнгри трудился. Но как только появилась возможность, сразу вернулся на родное предприятие. Он ведь начинал здесь с 17 лет. В этом возрасте в шахту еще не пускали, поэтому пришел в стройгруппу. А уже на следующий год, став совершеннолетним и освоив профессию машиниста подземных установок, впервые спустился в забой.

Он застал времена, когда труд был почти полностью ручной, а добытый уголь вывозили на лошадях. Несмотря на тяжелые физические нагрузки, работу свою полюбил на всю жизнь. И получив после армии образование в СМИ (сегодня — СибГИУ), стал горным инженером и обрел возможность расти по карьерной лестнице. Но все же предпочел остаться в шахте проходчиком и горным мастером. Сегодня он пенсионер, ветеран труда, помогает в воспитании внуков.

Не стать маркшейдером не мог

В 1978 году в возрасте 19 лет после окончания Прокопьевского горного техникума на шахту пришел Сергей Викторович Володин — горнорабочим очистного забоя. В 1979 году на «Большевике» появилась новая техника — первые механизированные комплексы. Началось техническое перевооружение. Молодой специалист, маркшейдер по образованию, Сергей Володин еще полгода проработал проходчиком, потом в армии отслужил, после армии пошел в ГРП (доставлял в забой лес, металл, оборудование). Так бы и трудился как старший брат в слаженном коллективе проходчиков, если бы не главный инженер Янкин Илья Константинович. Он поставил Сергея Викторовича перед жестким выбором — либо идешь делать свое дело по профессии, маркшейдером, либо уйдешь с шахты. Ничего не оставалось, с 1982 года стал участковым маркшейдером.

С 1995 года и по сей день Сергей Викторович в должности главного маркшейдера шахты. Уже ветеран труда — 35 лет на «Большевике». Сегодня он выражает огромную благодарность 84-летнему бывшему главному инженеру шахты Илье Константиновичу за то, что тот настоял на своем. Они стали большими друзьями, их объединило общее хобби — рыбалка, сбор ягод и грибов. Больше 20 лет они вместе ездили на родину Янкина в Томскую область на болота. Сейчас уже Сергей Викторович продолжает эти поездки без своего наставника, но в гости приходить не забывает. Им есть что вспомнить и обсудить.

Быть маркшейдером — большая ответственность. Все горные выработки проводятся в точном соответствии с маркшейдерскими расчетами и заданным направлением, которые от руки и под роспись записываются в рабочие журналы. За время работы Сергея Викторовича ни у него, ни у одного из сотрудников его отдела ошибок не было, и это достойно большого уважения. Коллектив и руководство шахты — директор, главный инженер очень ценят Сергея Викторовича и как человека, и как специалиста, лучше всех знающего шахту. К нему идут со многими вопросами специалисты шахты — он всем рад помочь и его это не утомляет. Единственное, чего ему бы хотелось — меньше бумажной работы, больше спусков в шахту.

Всем зарплату рассчитает

Наталья Викторовна Володина — сестра-двойняшка Сергея Викторовича пришла с ним на шахту «Большевик» в один год. В ноябре 1978-го.

К тому времени она уже окончила курсы бухгалтеров, как когда-то мама, и почти полтора года отработала на заводе только потому, что на шахте тогда не было вакансий. Но как только место в бухгалтерии освободилось, Наталья Викторовна в один день рассчиталась с завода и сразу же заняла его, и уже никому до самой пенсии не уступала. Да и на пенсии, получив ветеранское удостоверение, уступать не торопится. Так и занимается бухгалтерией, расчетами уже больше 30 лет.

Когда пришла, в отделе зарплаты было 4 человека на 1,5 тысячи работников шахты. А сегодня она — единственный бухгалтер-расчетчик на 600 человек. Вспоминает, как по ночам дома работала, брала с собой расчетные ведомости, и считала, времени на семью оставалось меньше, чем хотелось бы. Но что удивительно: «когда подходит время отпуска, дня три посидишь дома и понимаешь, что не можешь без работы. Все, отпуск прерывается, выхожу!».

А потому что шахтовый коллектив — это вторая семья. Наталья Викторовна никогда даже не думала, где бы еще могла найти себя. Вся жизнь здесь прошла, всех знаешь. И когда кто-то увольняется, до боли жалко отпускать. Что уж говорить о том, чтобы по своей воле самой уйти на заслуженный отдых. Наталья Викторовна даже к возможности ездить по ветеранскому удостоверению в общественном транспорте долго не могла привыкнуть. Неудобно как-то, стыдно. Как же так можно — ехать в автобусе и не платить за проезд?

Шахтеры — это мужики, которых нужно накормить

Жена Сергея Викторовича Володина — Елена Михайловна — по профессии кондитер.

Она окончила Новокузнецкое кулинарное училище, вышла замуж и работала на хлебозаводе до декретного отпуска. А когда вышла из декрета, встал вопрос — куда идти работать. Решила, как и вся семья Володиных, пойти на шахту. Устроилась кондитером и в прошлом году отметила в этой должности 30-летний профессиональный юбилей.

Сейчас подходит пенсионный возраст, и муж предлагает оставить работу, потому что весь день на ногах, в жаре, носит тяжелые листы с выпечкой. Уже и плечи болят, и на ногах были операции, и кашель от мучной пыли замучил. Но Елена Михайловна не представляет, как сможет жить без любимой работы.

Шахтеров она воспринимает как мужиков, которых надо накормить. Они идут со смены, она к этому времени готовит свежие пирожки и булочки. «Вот выхожу с работы, устала, дел было много около печки в жаре, — говорит Елена Михайловна. — Но один подойдет, скажет, что все было вкусно, второй скажет спасибо. Это так ободряет, и усталость проходит. И на следующий день опять встаешь с хорошим настроением, потому что понимаешь, что твой труд нужен».

Кто еще

Свои 10 лет в общий стаж Володиных добавила супруга Александра Викторовича Валентина Алексеевна Володина. На «Большевике» она работала перед пенсией уборщицей производственных помещений.

Муж Натальи Викторовны Андрей Михайлович Залуцкий трудится ГРОЗ­ом, его стаж 31 год. Зять Шадрин Александр Борисович с 2009 года на шахте «Большевик» на ВШТ подземным горнорабочим. У него отец и два брата тоже на этой шахте постарались, опять династии породнились.

Родная шахта

Володины благодарны шахте за многое. Им, как молодым семьям, от предприятия дали жилье. У них была возможность путешествовать. По путевкам «Мать и дитя» можно было поехать отдыхать в санаторий. Были и загранпоездки по программе обмена опытом в разгар кризисных 90-х годов. Когда в стране шла перестройка, разруха, «большевики» ездили в Китай, Южную Корею, Америку, Турцию. И на все это у руководства хватало финансов. Грамотное было руководство. Вспоминается, как в столовой чай подавали в баночках вместо стаканов, не было денег на новую посуду, но зарплату всегда платили вовремя. Ни одного дня задержки не помнит семья Володиных.

А, кроме того, весело было жить одним большим коллективом. Потому что вместе ходили на выборы, встречали Новый год в клубе, провожали зиму масленицей. Сергей Викторович, кстати, постоянный участник спортивных состязаний по поднятию 24-килограммовой гири. Его рекорд — 110 раз. К 1 мая всегда преображали поселок, белили заборы, убирали мусор. А если у кого он оставался, директор шахты вызывал на ковер и наказывал административно. Порядок был во всем, а равнодушия не было.

С особой теплотой вспоминают дети Володины первого директора шахты Владимира Трофимовича Кондратова (годы руководства: 1973-1987). Работники между собой назвали его дедушкой. Много вложил он в шахту, вовремя начал модернизацию, потому так долго она и проработала, да еще и с высокими показателями. План по добыче коксующего угля перевыполнялся здесь почти ежегодно. А производственная мощность шахты — 1 300 000 тонн в год.

Никто из внуков Виктора Ивановича и Валентины Матвеевны не захотел связать свою жизнь с шахтерским трудом. Пробовали, но не прониклись. Наверное, не те уже времена. И шахта не та, не даст молодежи возможностей, которые она открывала в свое время перед их родителями, и молодежь другая — не готова посвятить свою жизнь тяжелому физическому труду.

 

Шахтерский стаж Володиных на «Большевике»:

Виктор Иванович — 29 лет

Валентина Матвеевна — 32 года

Александр Викторович — 29 лет

Сергей Викторович — 35 лет

Наталья Викторовна — 37 лет

Елена Михайловна — 30 лет

Валентина Алексеевна — 10 лет

Марина Бастрыгина


2024-МАЙНИНГ