Профессиональная цифровая аэрофотосъемка

Современные технологии с привлечением беспилотных летательных аппаратов повышают эффективность изыскательских работ


Уже многие годы горнодобывающие предприятия и проектные организации решают вопрос повышения эффективности работ при подготовке топографических планов. Создать топографический план заданного масштаба и высокой точности, соответствующий требованиям нормативной базы, в короткие сроки, оптимизируя трудозатраты, — вот то, чего добиваются компании сегодня. Но при этом нередко возникают и сложности, которые влияют на получение качественных данных за приемлемое время. Наземные методы съемки требуют много времени на производство полевых работ. Аэрофотосъемка не всегда дает достоверный результат без должного сопровождения на этапах ее проведения и обработки данных. Это может привести к искажениям в отображении рельефа, что в конечном итоге снижает точность и качество маркшейдерских работ, затрудняет процесс принятия правильных проектных решений.

Слово — за умной автоматикой

Аэрофотосъемка с применением БПЛА — беспилотных летательных аппаратов — позволяет оперативно получать высокоточные и детальные снимки с помощью цифровых аэрофотокамер.

К примеру, аэрофотосъемка в геодезии позволяет значительно упростить проведение изысканий, сокращает временные затраты и повышает общую эффективность работ. Кроме того, применение летательных аппаратов позволяет выполнять съемку труднодоступных мест, исключая нахождение в них работников предприятия и не подвергая риску их жизнь и здоровье.

Инжиниринговая компания SGP одной из первых в Кузбассе начала выполнение цифровой аэрофотосъемки такого рода и накопила большой опыт проведения данных работ, в том числе — в условиях других регионов России (это республики Хакасия и Тыва, Красноярский и Хабаровский края, Забайкалье, Иркутская и Новосибирская области). А также — в разных климатических зонах: и в тайге, и в лесостепи, и даже в тундре побережья Северного Ледовитого океана.

Для авиационных работ компания несколько лет привлекала подрядные организации (при этом используя все виды получения цифровых изображений, в том числе — пилотируемую авиацию, космосъемку и БПЛА, подбирая оптимальный вариант для выполнения конкретного проекта). При этом камеральная обработка результатов съемки, дешифрование и полевой контроль точности выполнялись силами своих специалистов.

Новинка с берегов Невы

Весенний полетный сезон нынешнего года компания встретила с приобретенным собственным комплексом БПЛА — типа «Лунь-20» российского производства из Санкт-Петербурга. «Лунь-20» является гражданским аналогом общеизвестного военного комплекса БПЛА «Орлан-10», конструктивно переделанным для установки на него аэрофотосъемочного оборудования.

Приобретение оборудования позволило в два раза увеличить объем работ, выполняемых в интересах горнодобывающих предприятий Кузбасса и других регионов.

— Перед нами стояла задача максимально совместить преимущества мобильности и оперативности систем беспилотной авиации и высокой производительности классической аэрофотосъемки. Рассчитываем, что собственный комплекс позволит нам более гибко подходить к выполнению технических заданий заказчиков и оперативно решать поставленные задачи. Самостоятельная организация всех этапов работ БПЛА позволяет гарантировать качество конечного результата, — отмечает Андрей Агафонов, директор ООО «СГП-АДК». — При этом мы продолжаем сотрудничество и с ранее привлекавшимися подрядными организациями, в частности — для использования аэрофотосъемочного оборудования пилотируемой авиации и получения данных космической съемки.

Следует отметить преимущества нового комплекса — он легко транспортируется на специально оборудованном автомобиле повышенной проходимости (ГАЗ 2752 «Соболь») и быстро готовится к запуску практически в любом месте, не требуя при этом наличия специально подготовленных площадок, аэродромов и взлетно-посадочных полос, выполняет полностью автономный полет по запрограммированному маршруту с максимальной дальностью до 600 километров. При этом авиационные работы комплекса предварительно согласовываются с зональным и головным центрами организации воздушного движения, а также с диспетчерами ближайших аэропортов.

При средней скорости полета в 100-120 километров в час, за один взлет-посадку комплексом выполняется объем аэрофотосъемочных работ, достаточный для составления топографического плана масштаба 1:2000 для территории до 300 квадратных километров. Продолжительность полета может составлять до 18 часов за счет использования двигателя внутреннего сгорания и достаточного запаса топлива. Кстати, последние параметры важны: сейчас, к примеру, многие угольные компании закупают БПЛА для собственных производственных нужд, но они, как правило, подходят для съемки лишь небольших площадей и не способны длительное время летать без подзарядки. А между тем площадь ведения производственной деятельности на многих горных предприятиях весьма обширна и может достигать десятков и сотен квадратных километров.

По заявлению разработчиков, «Лунь-20» выдерживает порывы ветра до 10 метров в секунду при взлете и до 16 метров в секунду в режиме полета. Комплекс может эксплуатироваться без снижения своих функциональных возможностей в сложных погодных условиях: при температуре от минус 30 до плюс 40 градусов.

В комплект комплекса входят две фотокамеры: основная — с матрицей на 100 мегапикселей (площадь кадра на местности 1000 на 750 метров для масштаба 1:2000), резервная — на 42 мегапикселя. Бортовая электроника автоматически контролирует весь процесс съемки от взлета до посадки. То есть сегодня по своим характеристикам в целом — это лучший в Кузбассе комплекс БПЛА, специализирующийся на топографической съемке.

— Проведенные нами тесты в Хакасии и Кузбассе показали, что беспилотник при необходимости, например, неожиданно обзор местности закрыла облачность или появилось временное ограничение использования воздушного пространства, за счет большого запаса топлива может приостановить выполнение задания, уйти в безопасную зону, без необходимости экстренного завершения полета. После снятия ограничения съемка может быть возобновлена без потери качества. А вот пилотируемый самолет такого себе позволить не может, — рассказал Андрей Агафонов.

Доверяй и… проверяй!

Высококачественные фотоснимки, полученные с борта БПЛА, обрабатываются в специализированном программном обеспечении и являются основой для создания профессиональных топографических планов высокой точности, а также цифровых моделей местности и цифровых моделей рельефа. Это позволяет существенно упростить и автоматизировать процесс обработки исходных материалов при проектировании горнодобывающих производств.

При этом результаты аэрофотосъемки, обработанные машиной, сначала обязательно перепроверяют в стереорежиме специалисты, и только после этого они приступают к составлению топопланов. Цель — исключить любую неточность, ведь и техника тоже может ошибаться. Созданная продукция в итоге отвечает всем нормативным требованиям, используется при проектировании объектов капитального строительства, в том числе горного производства. Топографические планы соответствуют требованиям, предъявляемым к маркшейдерской горно-графической документации, что подтверждается соответствующим сертификатом.

Компания приглашает к сотрудничеству предприятия и организации, заинтересованные в оперативном и качественном выполнении аэрофотосъемочных работ для решения изыскательских и проектных задач в горнодобывающей и других отраслях.

Александр Пономарёв


 

650066, Кемеровская обл.,

г. Кемерово, пр. Октябрьский, 28б

8-800-250-12-09; 8 (3842) 45-16-16

adk@sgp.su

sgp.su


2024-МАЙНИНГ