Анализ и оценка

Со 2 по 5 октября в Москве прошел традиционный международный форум «Российская энергетическая неделя». Корреспондент «УК» побывал на событии, чтобы рассказать обо всем подробно и достоверно


Цель мероприятия, организаторами которого выступили Министерство энергетики Российской Федерации и Фонд «Росконгресс» при поддержке правительства Москвы, — обсуждение актуальной мировой энергетической повестки, определение основных направлений развития отраслей ТЭК, поиск оптимальных решений в ответ на существующие вызовы. Общее число участников РЭН-2019 составило 10 500 человек. Были представлены 200 компаний из 80 стран.

В повестке дня, естественно, нашлось место и угольной тематике.

Планы подкорректируют

Так, эксперты и руководители компаний топливно-энергетического комплекса в очередной раз обсудили стратегию и программу развития угольной промышленности России на период до 2035 года.

Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики РФ, рассказал, что в соответствии с поручениями президента Владимира Путина федеральными органами исполнительной власти и угольными компаниями прорабатываются перспективные инвестиционные и инфраструктурные проекты, проводится анализ перспектив России на мировом рынке угля.

По расчетам специалистов, при нынешнем уровне добычи запасов угля в России хватит на 500 лет. При этом в Китае собственные залежи иссякнут через 34 года (помимо использования угля в генерации, там форсировали объемы выпуска синтетического моторного топлива на его основе), в Индонезии — через 65, а в Индии — через 83. Увеличение доли угольной генерации в топливно-энергетическом балансе предусмотрено в Малайзии, Вьетнаме, на Тайване. В долгосрочной перспективе это открывает для российской отрасли огромные возможности в плане экспорта. Конкурентоспособность российских углей определяют низкое содержание серы и высокая калорийность. Кроме того, существует возможность диверсификации поставок, большой марочный ассортимент.

— Реализация обновленной стратегии развития угольной промышленности России, которая сейчас проходит согласование в профильных ведомствах, позволит увеличить к 2035 году в 1,5 раза объем добычи угля — до 668 миллионов тонн. При этом мы прогнозируем рост экспорта российского угля. Такая динамика развития даст возможность увеличить в 2,5 раза отчисления в бюджеты различных уровней и в 1,8 раза повысить вклад отрасли в валовый внутренний продукт России в 2035 году, — отметил Анатолий Яновский.

Сергей Мочальников, директор департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ, уточнил, что основными точками спроса на уголь в ближайшие годы станут Индия, Таиланд и Бангладеш.

— Главными конкурентами за дополнительный спрос на азиатском рынке угля будут Австралия и, конечно же, Россия. Поэтому необходимо определить амбициозные ориентиры для российской угольной отрасли. Важно, что при подготовке обновленной стратегии мы также учли социальный фактор — нужно понимать, как и в каких условиях будут работать и жить сотрудники угольных предприятий, какими будут их профессиональные стандарты, — сказал Сергей Мочальников.

При подготовке обновленной стратегии развития угольной промышленности России до 2035 года также особое внимание было уделено вопросам экологической безопасности.

— Сегодня угольная отрасль находится в условиях мирового экологического регулирования. Прошли циклы обновления оборудования, внедрены самые высокотехнологичные системы фильтрации. Угольные станции — это уже не старые коптящие объекты, а новые современные энергокомплексы, которые по уровню применяемых технологий больше похожи на космические корабли. Ставка на технологическое обновление позволила угольной отрасли приблизиться по объему выбросов к газовой, — подчеркнул Владимир Тузов, директор по стратегии АО «СУЭК».

В целом участники дискуссии дали положительную оценку разработанной стратегии развития угольной промышленности России на период до 2035 года.

За чистоту интересов

«Российская энергетическая неделя» стала очередной престижной международной площадкой, где губернатором Сергеем Цивилевым был представлен новый бренд «Чистый уголь — зеленый Кузбасс». Напомним, что эта программа предусматривает перестройку всех сфер жизни региона. Ее конечная цель — обновленный Кузбасс, в котором комфортно чувствует себя каждый житель.

— Мы считаем, что угольная отрасль не наносит ущерб экологии, а внедряет и использует технологии, которые позволяют сохранять окружающую среду, и повышает свою экономическую эффективность, — подчеркнул Сергей Цивилев.

О стремительном развитии угольной промышленности в Якутии и на Дальнем Востоке в ходе панельной сессии рассказал глава республики Айсен Николаев.

— Потенциал угольной промышленности далеко не исчерпан, для Якутии ее развитие остается одним из приоритетных направлений. На Дальнем Востоке огромные запасы угля — 35 миллиардов тонн, из них 15 миллиардов — в нашей республике. При этом прогнозный потенциал угля оценивается по Дальневосточному федеральному округу в триллион тонн, 90% которого — в якутских угольных бассейнах, — отметил он.

Как подчеркнул Айсен Николаев, на Дальнем Востоке в ближайшие 15 лет объемы угледобычи вырастут в два раза и превысят 150 миллионов тонн. В Якутии сегодня реализуются несколько перспективных инвестиционных проектов: развитие Денисовского и Инаглинского ГОК компании «Колмар», которые к 2022 году должны выйти на объем добычи 22 миллиона тонн, освоение Эльгинского месторождения, где планируют добывать 30 миллионов тонн к 2030 году. К слову, благодаря поддержке второго проекта в юго-восточной части Якутии построили 300-километровую частную железную дорогу — первую в России.

Отметим, что генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров в дискуссиях непосредственно на площадках «Российской энергетической недели» замечен не был. Что не помешало ему еще в ходе работы форума ответить на критику угольщиков через СМИ. Так, в интервью газете «Коммерсантъ» главный железнодорожник России сообщил, что его компания не будет инициировать изменения в тарифе на грузоперевозки в 2020 году, считая долгосрочную программу развития до 2025 года сбалансированной. И уточнил эту позицию:

— Мы — не игрок угольного рынка, мы — перевозчик. У нас перевозка, допустим, стоит 1 рубль, выше — убытки, ниже — дополнительные доходы. Как мы можем привязаться к рыночной стоимости угля? Если она будет выше, мы будем работать с большей доходностью, а если меньше — то работать в убыток? Мы как раз и пытаемся донести до угольщиков, что такая взаимосвязь очень сложная. Кстати, среди них нет единой позиции, часто их предложения не совпадают, а в ряде случаев кардинально расходятся. В наших дискуссиях с ними мы спрашивали, что, если, допустим, южное направление не едет, но мы сделали все инвестиции под обещания дать объемы, кто должен нести этот риск? Угольщики говорят: «Не мы». А тогда под кого мы строили инфраструктуру? Получается, что мы такие же проигравшие, и еще вопрос, кто проигрывает сильнее.

Павел АЛЕКСАНДРОВ


2024-МАЙНИНГ