Короля делает свита

В славной когорте руководителей прославленной шахты «Северная» областного центра достойное место занимает Леонид Алексеевич Елисеев, которому в июне нынешнего года исполнилось бы 100 лет


Детство и юность Леня Елисеев провел в деревне Яя-Бобровка, что в Яшкинском районе Кемеровской области. Был старшим сыном в многодетной семье, где кроме него росли еще шестеро детей. В семье работали все: от мала до велика. Он рано познал тяготы деревенской жизни. Рано повзрослел. И когда окончил школу, с выбором профессии у него проблем не было. Он прекрасно знал, что живет в угольном крае. «Я был настырный и очень хотел стать шахтером. Когда получил среднее образование, поехал поступать в Томский государственный институт имени Сергея Мироновича Кирова, на горный факультет», — вспоминал как-то Леонид Алексеевич.

До защиты диплома в 1942 году ему пришлось поработать десятником вентиляции на шахте имени Кирова в Ленинске-Кузнецком. Институт окончил в 1943 году. Ему была присвоена квалификация горного инженера по специальности «Разработка угольных месторождений». По распределению был направлен в Прокопьевск. И сразу же назначен начальником участка прокопьевской шахты «Смычка» треста «Облкемеровоуголь».

В 1944 году Леонид Алексеевич Елисеев уже главный инженер шахты «Смычка», через год в этой же должности он работает на шахте имени Щетинкина. В 1946 году комбинат «Кузбассуголь» Минугля восточных районов назначает Елисеева начальником участка шахты «Редаково-Северная» треста «Куйбышевуголь». Затем Елисеев четыре года работает на шахте №9-15 в Анжеро-Судженске. Сначала начальником участка, затем начальником вентиляции и заместителем главного инженера этого угольного предприятия. В 1952 году Елисеев уже главный инженер шахты 5-7 треста «Анжероуголь».

Важной вехой в трудовой биографии Леонида Алексеевича Елисеева стала Академия угольной промышленности, которую он окончил в 1956 году. После этого его назначили главным инженером шахты «Северная» треста «Кемеровоуголь». Именно с этим угольным предприятием судьба его свяжет на долгие годы. Именно здесь он оставит свой яркий след в истории этой прославленной шахты.

В конце 50-х годов «Северная» переживала не лучшие времена. Запасы угля на действующих горизонтах иссякли, брать их становилось вся труднее. Технический совет комбината «Кузбассуголь» рассмотрел проект института «Кузбассгипрошахт» по углублению шахты, возможность ее рационального объединения с соседней шахтой «Центральная».

Слияние произошло в 1961 году. «Центральная» стала вторым районом «Северной». Все здания, сооружения и жилфонд «Центральной» также были переданы «Северной». Возглавил объединенное предприятие Петр Федотович Шарапов. А главным инженером стал Леонид Алексеевич Елисеев.

В результате объединения удалось высвободить часть вспомогательных рабочих, ликвидировать многоступенчатость подземного транспорта, значительно снизить использование конной откатки. На бывшей «Центральной» была внедрена электровозная и гидровозная откатка, улучшены условия проветривания. И все же еще многие годы, вплоть до 1972 года, по откаточным выработкам «Северной» будут тянуть свой воз разномастные лошадки. Но это была, к сожалению, суровая необходимость: все три отрабатываемых угольных пласта — Кемеровский, Волковский и Владимировский — были опасны по горным ударам, внезапным выбросам угля и газа, склонны к самовозгоранию.

Несмотря на эти сложности, объединенная шахта значительно улучшила свои технико-экономические показатели, подняла среднесуточную добычу угля.

В 1964 году «Северную» возглавил Леонид Алексеевич Елисеев. В 1965 году шахта добыла 875,8 тысячи тонн угля, что на 74,3 процента выше уровня 1960 года. Елисеев возглавлял шахту и в годы восьмой пятилетки (1966-1970). Горняки «Северной» в этот период добыли 4230,4 тысячи тонн угля, что на 67,9 тысячи тонн больше, чем добыто в седьмой пятилетке. Максимальный уровень добычи угля был достигнут в 1968 году — 915,9 тысячи тонн.

Леонид Алексеевич, будучи главным инженером шахты, а затем первым руководителем коллектива, активно сотрудничал с Кузбасским политехническим институтом и ВостНИИ. Многие сложные технические проблемы угольной отрасли решались не в лабораториях, а в забоях шахты. В 1964 году в Доме культуры шахтеров на юбилее, посвященном 25-летию шахты, ректор Кузбасского политехнического института профессор Петр Иванович Кокорин с трибуны сказал: «Шахта «Северная» всегда являлась горным факультетом нашего института, а директор шахты — деканом этого факультета». Совместная работа с институтами привела к разработке мер борьбы с внезапными выбросами угля и газа метана, резкому снижению подземных пожаров от самовозгорания угля, уменьшению несчастных случаев, связанных с производством.

Есть хорошая поговорка — «Короля делает свита». Когда Леонид Алексеевич возглавлял «Северную», рядом с ним работал главным инженером Владимир Петрович Верещагин, который впоследствии трудился в управлении Кузнецкого округа Госгортехнадзора СССР. Главным маркшейдером предприятия был Леонид Арнольдович Западинский. Затем он в этой должности работал в тресте «Кемеровоуголь» и в ВПО «Кузбассуголь».

Геннадий Иванович Трошков при Елисееве был начальником участка, начальником смены, заместителем главного инженера. А впоследствии он возглавил и коллектив «Северной».

Тепло вспоминал Елисеева известный горняк и шахтостроитель Кузбасса Виталий Степанович Литвинов. На шахте «Северная» он работал проходчиком и крепильщиком. А в 1964 году окончил Кемеровский горный институт и вернулся в родной коллектив. Он вспоминал: «Начальником шахты в то время был Леонид Алексеевич Елисеев. У меня остались самые теплые воспоминания об этом человеке. Он заботился обо мне как о специалисте: принимал на работу, поставил начальником ОКР, а затем начальником участка №3. Он был технически грамотным инженером, настоящим горняком, имеющим большой опыт работы в сложных горных условиях».

При Елисееве на шахте сформировались проходческие бригады, которые возглавляли опытнейшие горняки, сильные бригадиры — А. Ракитянский, А. Булгаков, Д. Власов, Г. Дунаев, М. Гаврилов, А. Потылицын, В. Коваленко, С. Венгеровский. Своими трудовыми успехами они прославили не только родной коллектив, но и весь шахтерский Кузбасс. Анатолий Дмитриевич Ракитянский стал Героем Социалистического Труда.

Леонид Алексеевич не только старался обеспечить производительную и безопасную работу шахтеров, но и заботился об их быте, благоустройстве поселка.

Юрий Петрович Кушнеров, некогда работавший на «Северной», доктор экономических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии вспоминал: «Северная» во все времена своей работы кроме горного производства активно вела социальную сферу. Имела шесть детских садов, профилакторий, клуб, Дворец культуры шахтеров, клуб юных техников, конный двор (была такая необходимость), 100 гектаров пашни, два свинарника, пионерский лагерь «Люскус», спортивный зал:

— Хорошо запомнилась цифра 13 — столько строительных и ремонтных объектов разной сложности мы вели не только по Рудничному району, но и в центре Кемерова. И так, на износ, работали все директора всех времен на «Северной». Одно согревало: все, что мы делали, шло на пользу людям, — говорил он.

За свою более чем 30-летнюю деятельность в угольной промышленности Леонид Алексеевич Елисеев всегда с большим уважением относился к человеку труда — шахтеру. И потому, находясь на пенсии, считал своим долгом чести создать на шахте «Северная» музей трудовой славы. Это был первый музей среди шахт Кузбасса.

В своей жизни он успел совершить трудовой подвиг, сделать добро людям, вырастить сына, который принял эстафету отца. Он оставил добрый и яркий свет в нашей жизни.

За производственные успехи был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.». Полный кавалер «Шахтерской славы», «Почетный работник угольной промышленности».

Сергей ЛЕПИХИН


2024-МАЙНИНГ