Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
11.12.2023


На прошедшей неделе цены на уголь в Европе поднялись выше 125 долл./т. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как увеличение потребления, а также сокращение запасов. Доля угольной генерации в энергобалансе Германии увеличилась с 10% в ноябре до 15% в начале декабря, тогда как доля ветрогенерации упала с 40% до 27%.

Газовые котировки на хабе TTF снизились до 437 долл./1000 м3 (-14 долл./1000 м3 к 29.11.2023 г.) на фоне стабильных поставок из Норвегии. При этом в начале декабря отбор из хранилищ увеличился почти в 4 раза относительно среднего уровня ноября в результате похолодания в странах ЕС.

Совокупные запасы на складах ARA сократились до 6.4 млн т. (-0.2 млн т. или -3% к 29.11.2023 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 опустился до 101-102 долл./т. Бумажные контракты, напротив, укрепились. Несмотря на логистические ограничения, котировки остаются под давлением в связи с растущими фрахтовыми ставками и сокращением спроса на импортный уголь в Индии из-за улучшения внутреннего предложения.

Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT), как ожидается, увеличится в декабре на 14% до 4.1 млн т. (+0.5 млн т. к ноябрю). Таким образом, по итогам 2023 г. экспорт через RBCT может составить 47.8 млн т. (-2.60 млн т. к 2022 г.), что является минимумом за последние 30 лет и обусловлено логистическими ограничениями. При этом запасы в порту увеличились до 13-месячного максимума в 4 млн т. (+0.4 млн т. к 29.11.2023 г.).

Ситуация с пробками из автотранспорта с углем на других терминалах порта Richards Bay пока не улучшается, в связи с чем поставщики сталкиваются с большими демереджами и жалуются на отсутствие прибыли. При этом южноафриканский оператор Transnet получил от государства лишь половину запрошенных средств (2.5 млрд долл. вместо 5.3 млрд долл.), что ставит под сомнение амбициозный план нового руководства Transnet, направленный на решение проблем с портовой и ж/д инфраструктурой.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao сохранились на уровне 131 долл./т. В связи с проведением угольной конференции в провинции Хэбэй на рынке наблюдалась невысокая активность, однако ожидаемое похолодание и увеличение потребления удерживало котировки от коррекции.

Ожидается, что по итогам конференции, проходящей с 5 по 8 декабря, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC), Ассоциация производителей угля, а также China Railway Corp согласуют бенчмарки и объемы поставок энергетического угля.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 92 долл./т. в результате увеличения внутреннего предложения и роста запасов на складах потребителей в Индии и КНР.

Власти Индонезии планируют обновить закон об обязательных поставках на внутренний рынок с 1 января 2024 г. В рамках новых требования с местных угольных компаний будет взиматься плата с целью компенсации потерь для тех компаний, которые в приоритетном порядке осуществляют отгрузки в адрес местных государственных потребителей по ценам ниже мировых. Таким образом, власти стремятся уравнять условия для угольных компаний.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил почти до 150 долл./т. в связи с участившимися дождями и приближающимся к Австралии циклоном Джаспер.

Цены на австралийский металлургический уголь HCC подросли до 335 долл./т. на фоне ограниченного предложения и улучшения конъюнктуры на рынке стали, включая рост производства в КНР. Кроме того, участники рынка опасаются перебоев в поставках в связи с тропическим циклоном, под ударом которого на следующей неделе окажется штат Квинсленд.

РЖД вновь предлагает резко увеличить ж/д тарифы для угольщиков

РЖД предлагает существенно пересмотреть принципы тарификации перевозок угля. Однако изменение тарифного класса угля с первого на второй приведет к резкому увеличению стоимости его транспортировки, падению маржинальности бизнеса угольных предприятий на 20–30% и закрытию основных экспортных направлений. При этом доходы РЖД вырастут в 2.3 раза.

Данная мера также выглядит противоречивой на фоне регулярного повышения тарифов. В 2024 г. ж/д оператор планирует проиндексировать тарифы на 10.75%. В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля. В 2023 г. тариф был увеличен на 9%, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля.

Несмотря на это, РЖД предлагает отнести уголь к грузам второго тарифного класса, а полномочия по определению необходимости оказания государственной поддержки угольной отрасли передать региональным органам власти.

В настоящее время на железной дороге действуют три тарифных класса:

первый, с дисконтом (коэффициент 0.55–0.75);

второй (коэффициент 1);

третий, с надбавкой (коэффициент 1.54–1.74).

В 2022 г. РЖД уже предлагала перевести уголь во второй тарифный класс, изменив коэффициент за классность груза с 0.55–0.75 на 1.346. Однако данная мера сделала бы поставки энергетического угля из Кузбасса в восточном и западном направлениях нерентабельными.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-11-dekabrya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/

 


2024-МАЙНИНГ