Горняки по традиции

Династия горняков в четвертом поколении — фамилию Бугровых в  угольной сфере Прокопьевска знают хорошо


Один из видных представителей семейства — Вячеслав Юрьевич (на фото слева), преподает сейчас спецдисциплины в горнотехническом техникуме им. В.П. Романова. Ранее он возглавлял шахту «Коксовая». На горных предприятиях Прокопьевска работали его дед, отец и многочисленные братья. Общий горняцкий стаж династии исчисляется сотнями лет.

Дело чести

В семье Бугровых принято трепетно относиться к истории. Здесь бережно хранят старые советские фотографии, ордена и медали, трудовые книжки дедушек и бабушек, давно ставшие раритетом и музейными экспонатами. Оживающие рассказы потомков рисуют картину жизни целой страны. Не всегда радужную, но всегда с жизнеутверждающим финалом.

История рода Бугровых берет свое начало в одной из деревень Воронежской области. Именно там появился на свет прадед Вячеслава Юрьевича — Бугров Василий Харламович. Его семья была раскулачена и отправлена в Сибирь. Вместе с женой и детьми Василий осел в Прокопьевске. Но и здесь спокойной и счастливой жизни не получилось. В 1938 году главу семейства обвинили в действиях, направленных против советской власти, присвоили статус врага народа и расстреляли.

— В 2009 году его дочь Вера Васильевна делала запрос в ФСБ, — рассказывает правнук Вячеслав Юрьевич Бугров. — Конечно, со временем прадеда реабилитировали, но о причинах ареста и его последних днях никто ничего не знал. Из органов пришел официальный ответ, который внес ясность.

«…На Ваше заявление, поступившее в адрес Управления ФСБ России по Кемеровской области из ИЦ ГУВД по Кемеровской области, сообщаем следующее.

В архиве Управления ФСБ России по Кемеровской области находится на хранении архивное уголовное дело №П-5369 (АУД) в отношении Бугрова Василия Харламовича.

Согласно имеющимся документам, Бугров Василий Харламович, 1885 года рождения, уроженец села Кутли Пичаевского района Воронежской области, до ареста проживал в г. Прокопьевске, Новосибирской области. Работал тормозным шахты имени Эйхе. Арестован 10 февраля 1938 года Прокопьевским ГО УНКВД.

Василий Харламович был обвинен в том, что «являлся участником диверсионно-повстанческой монархической организации, ставившей задачей вооруженное свержение советской власти. Неоднократно принимал участие в контрреволюционных сборищах. Среди населения вел контрреволюционную повстанческую агитацию, т.е. в преступлениях предусмотренных ст. 58-2,9,10,11.

Постановлением тройки УНКВД Западно-Сибирского края от 15 февраля 1938 Бугров Василий Харламович приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 февраля 1938 года».

Родной сын Василия Харламовича — Михаил. На момент гибели отца ему было семнадцать лет. Он и положил начало славной профессиональной династии, выбрав ремесло горняка. Сначала работал коногоном, а потом был переведен горным мастером. В его трудовой книжке значится всего две записи: «Устроен на шахту» и «Вышел на пенсию».

Всю жизнь отработал горняком и отец Вячеслава Юрьевича — Юрий Михайлович. Его потомки бережно хранят знаки отличия, полученные им за ударный труд. Среди них медали: «Труд в СССР — дело чести», «За трудовую доблесть», «За долголетний добросовестный труд», нагрудный знак «Ударник одиннадцатой пятилетки».

Мы выбираем, нас выбирают

Со своей будущей профессией Вячеслав Юрьевич Бугров (правнук того самого Василия Харламовича) определился еще в детстве. Со всех сторон его окружали трудовые люди. Атмосфера тех лет романтизировала ремесло шахтера.

— Когда я учился в старших классах, к нам на уроки пришли сотрудники девятого училища. Там тогда преподавали горные специальности и была приличная материально-техническая база, — рассказывает Вячеслав Юрьевич. — Здание училища в три этажа, во дворе стояли комбайны, вагонетки и другая техника, все это двигалось, можно было наглядно посмотреть, как выглядят процессы горной добычи. К тому же в то время некоторые образовательные учреждения относились к Министерству угольной промышленности и финансирование было соответствующее: платили стипендии, студентам выдавалась униформа. После экскурсии по училищу я пришел в восторг. Пришел домой и говорю: «Папа, я буду поступать в девятое училище!». На что отец безапелляционно заявил: «Ниже техникума учиться не будешь. Точка». Волю родителя наш герой исполнил.

В 1980 году юный Вячеслав поступает в горнотехнический техникум им В.П. Романова. На тот момент в Прокопьевске и Киселевске работало сорок шесть угольных предприятий, а потому с трудо­устройством проблем у студентов не возникало.

Сначала он работает проходчиком, затем — горным мастером. Чтобы легко шагать по карьерной лестнице, Вячеслав решает поступить в Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева в городе Кемерово. Однако непростые времена в стране окончить его не позволили. Из-за войны в Афганистане бронь студентам отменили. Наш герой отправляется в армию. Срочную службу он проходит в городе Муром Владимирской области, а по возвращении домой вновь отправляется работать на шахту. На этот раз — шахту «Коксовая».

— Под свою практику мне все время хотелось подвести теорию, хотелось получить высшее образование, я чувствовал свой потенциал и перспективу, — признается Вячеслав Юрьевич. — Пришлось вновь поступать в вуз. На этот раз выбрал прокопьевский филиал Сибирского государственного индустриального университета. Днем я ходил на занятия, а ночами работал. Сложно было, конечно, но осилил, получив наконец заветный диплом горного инженера.

Шахта как социальный лифт

В советское время шахта была не только единым организмом и производственной махиной, она успешно выполняла функции социального лифта. Дослужившись до заместителя главного инженера, наш герой переходит на должность заместителя директора по производству шахты «Зенковская».

— На Зенковской шахте работало множество моих родственников. В их числе тетя — Мария Афанасьевна, — рассказывает Вячеслав Юрьевич. — Сюда она пришла машинисткой подъема. В дальнейшем, проявив себя как талантливый и добросовестный сотрудник, была переведена в секретари профсоюзной организации.

Помимо тети на Зенковской шахте работали два двоюродных брата Вячеслава Юрьевича — Игорь и Юрий. О своих взаимоотношениях с родственниками он говорит так:

— Принято думать, что в профессиональных династиях рука руку моет. Но это не правда. Наоборот, это большая ответственность. Твои ошибки становятся общими ошибками, поэтому подводить нельзя. Нужно все время думать о том, что ты — часть команды.

В 2016 году Вячеслав Юрьевич кардинально поменял профессию, обнаружив в себе таланты педагога. Сегодня он преподает специальные дисциплины в многофункциональном центре повышения квалификации Прокопьевского горнотехнического техникума имени В.П. Романова (центр направлен на получение второго высшего образования для всех грамотных людей, желающих поменять профиль и устроиться работать в угольную отрасль, — прим. автора).

На этом славная профессиональная традиция семьи Бугровых не прервалась. Сын Вячеслава Юрьевича Евгений также выбрал ремесло, связанное с горнодобычей. Сейчас он работает помощником начальника участка в Южно-Кузбасском геологоразведочном управлении.

Ирина Гаан


2024-МАЙНИНГ