Разговор получился
По инициативе редакции федерального отраслевого журнала «Уголь Кузбасса» 13 марта в Кемерове прошла первая научно-практическая конференция «Комплексный экологический подход к развитию угольной промышленности в Кемеровской области»
Ее проведение поддержали профильные департаменты администрации региона и институты Сибирского отделения РАН. В обсуждении накопившихся проблем приняли участие ученые, специалисты угольных предприятий и компаний по переработке вторсырья, представители муниципалитетов, а также гости из Москвы — Сергей Подойников, исполнительный директор Союза производителей и импортеров шин «ЭкоШинСоюз», и Владимир Марьев, руководитель научно-методического центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» Минпромторга России.
Сверху виднее
Вопросы реализации экологичных технологий особенно актуальны в связи с провозглашенным прошлым летом на государственном уровне курсом на увеличение добычи черного золота.
Так, Андрей Куприянов, директор Кузбасского ботанического сада, отметил, что в Кемеровской области, испытывающей сегодня колоссальную техногенную нагрузку, крайне необходимо как можно скорее найти баланс между развивающейся добычей угля, влекущей сокращение природных территорий, и сохранением биоразнообразия. Причем ученые, по его словам, — вовсе не против угледобычи, они — за то, чтобы та велась в цивилизованных рамках.
На конференции были представлены результаты практических исследований в нескольких важных для угольной отрасли и региона в целом направлениях охраны окружающей среды.
— Мы говорим о том, какие технологии можем применять уже сегодня у нас в Кузбассе, — отметил, в частности, Андрей Панов, заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии. — Речь о закрытии предприятий, конечно, не идет. Наш главный посыл: работающие объекты должны превратиться в социальные и экологически чистые. И я очень надеюсь, что предложения от наших ученых найдут практическое применение на предприятиях.
Одним из таких предложений, к слову, реально работающим не первый год, стала представленная сотрудниками Кемеровского филиала Института вычислительных технологий СО РАН система онлайн-мониторинга выбросов, основанная на современных цифровых технологиях обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования Земли. Эти методы помогают быстро обрабатывать информацию космических снимков (причем получаемых не только от российских спутников, но и от Европейского космического агентства) по крупным площадям и дополнять ее локальными полевыми исследованиями различных сред, например растительности или гидросистем. Результаты наблюдения хранятся в электронных базах с возможностью обработки аналитическими модулями и наглядной демонстрации тематических экологических карт в интернете.
При этом сама система с годами видоизменяется.
— В основе первой нашей разработки была «ЭРА-Воздух 2.5», которая использовалась для расчета томов ПДВ (предельно допустимых выбросов), — рассказал Евгений Счастливцев, заведующий лабораторией экологических систем Кемеровского филиала Института вычислительных технологий СО РАН. — Сегодня она модернизирована именно под мониторинг и позволяет оценивать атмосферу как отдельного предприятия, так и населенного пункта.
Система с 2011 года проходила успешную апробацию в Новокузнецком районе по договоренности с компанией «Сибэнергоуголь».
— Она является открытой и может пополняться любыми новыми картами, базами и расчетными моделями. Получаемая информация о состоянии природной среды используется для анализа и динамической оценки степени техногенного воздействия. Это позволяет дать комплексный прогноз геоэкологического состояния не только предприятия, но и угледобывающего района в целом — в отличие от типовых видов мониторинга, направленных на контроль лишь ряда экологических параметров в отдельных точках, — уточнил Вадим Потапов, директор филиала ИВТ СО РАН.
Снимки делаются несколько раз в год, в основном весной и осенью, а затем обрабатываются специальными математическими методами. Также для сбора информации ученые используют портативные метеостанции и так называемые умные датчики, которые измеряют загрязнение в реальном времени, обрабатывают в системе и выдают результат с необходимой периодичностью — раз в час, в сутки, в месяц.
Данные дистанционного мониторинга вместе с данными наземных замеров и соответствующих расчетов позволяют отслеживать динамику состояния природных ресурсов и оперативно принимать управляющие решения по улучшению экологии — к примеру, это обновление парка горнотранспортного оборудования, использование только гостовских горюче-смазочных материалов, орошение отвалов, минимизация остатков угля на угольном складе.
Другой плюс системы — ее прозрачность: получить в интернете информацию о работе предприятия можно не только специалистам различных экологических и технических служб различного уровня, но и жителям близлежащих населенных пунктов, общественности.
Кстати, снимки из космоса легко помогают определить, кто именно и насколько загрязняет окружающую среду на конкретной территории. Так, по словам Евгения Счастливцева, при одном из исследований на юге Кузбасса было установлено, что вклад в «черный снег» села Костенкова Новокузнецкого района, который находится в четырех километрах от разреза «Сибэнергоуголь», на 70% вносит печное отопление.
Однако пока продолжающийся многолетний эксперимент развития в Кузбассе не получил. Но многие наши ученые (и не только разработчики системы) уверены: проблема не только созрела, но уже и перезрела! В связи с этим Владимир Ковалев, руководитель Кемеровского представительства Института горного дела СО РАН, предложил подготовить необходимые материалы на коллегию администрации области для возможного принятия официального документа по этому вопросу.
А прямо в ходе конференции был сделан еще один шаг к реализации идеи наших ученых — Сергей Высоцкий, начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, сообщил, что система онлайн-мониторинга выбросов войдет в разрабатываемый региональный экологический стандарт. Ею смогут пользоваться не только угольщики, но и в других отраслях промышленности и муниципалитетах, определяя, к примеру, где нужно применять первоочередные меры по охране окружающей среды.
Сосенки — наше все
На секции «Внедрение инновационных технологий рекультивации нарушенных земель» Владимир Андраханов, заместитель директора Института почвоведения СО РАН, рассказал о перспективах рекультивации в Кузбассе.
Перспективы эти, приходится признать, ученые оценивают неоднозначно — сегодня никакая скорость рекультивации не может поспеть за нарушениями земель в ходе горных работ. К тому же вызывает вопросы качество используемого для рекультивации посадочного материала. Угольщики, к примеру, очень любят высаживать сосну обыкновенную, считая ее основной породой, пригодной для проведения биологической рекультивации промышленных отвалов. Но это — заблуждение, так как сосна может хорошо расти не везде. Непонятно также, за чей счет необходимо рекультивировать нарушенные земли, оставшиеся с советских времен от ликвидированных предприятий — четкого ответа законодательство наше не дает.
Кстати, до сих пор точно неизвестно, сколько же га в Кузбассе занимают эти нарушенные земли…
Но и в этой сфере, тем не менее, пытаются внедрять инновационные технологии. Связаны они, в частности, с тем, что техническую рекультивацию начинают выполнять еще в ходе разработки месторождения: тем самым выигрывается время и возникает экономия за счет использования вынутой с соседнего участка породы.
Шину в земле не утаишь
Жаркие дискуссии развернулись на конференции в ходе обсуждения проблемы переработки крупногабаритных шин.
Сегодня Кузбасс занимает третье место в России по объемам образования этих отходов, что связано со спецификой деятельности угольной отрасли.
Федеральным законодательством в 2015 году введена расширенная ответственность производителей и импортеров товаров и обязанность выполнения ими нормативов утилизации после перехода товаров в отходы. С 2016 года ежегодно устанавливается норматив утилизации шин, который в 2019 году составляет 25%, а в 2020 году возрастет до 30 %. К тому же с 1 января 2019 года, согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления», введен запрет на захоронение крупногабаритных шин. Поэтому производителям и импортерам шин предлагается самостоятельно утилизировать отработанные шины путем создания собственной инфраструктуры по утилизации отхода либо путем заключения договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на работу с этим видом отходов.
На сегодня экологической сбор составляет 7 109 рублей за тонну шин.
Опытом работы отраслевого Союза производителей и импортеров шин «ЭкоШинСоюз» поделился исполнительный директор Сергей Подойников. Союз основан в 2017 году и сегодня охватывает 45% рынка производства шин в России. В организации этой объединился 21 переработчик из разных регионов страны — все были проверены и являются реальными утилизаторами шин. Союз реализует социальные проекты, в том числе по уборке несанкционированных свалок. В пяти регионах запущены в работу пилотные проекты по бесплатному приему шин у населения.
Одно из направлений — работа с правительством РФ в связи с разработкой Министерством финансов проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)». Законопроект вызывает серьезную озабоченность у бизнеса и некоммерческого сектора по причине введения безальтернативного утилизационного сбора и исключения механизма самостоятельной реализации расширенной ответственности производителей. Есть, в частности, опасения, что принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к негативным социально-экономическим последствиям для компаний-переработчиков шин. В числе возможных рисков — расторжение уже заключенных контрактов на услуги переработчиков отходов, остановка инициированных проектов по сбору отходов, потеря бизнесом инвестиций в инфраструктуру по сбору и утилизации отходов, ликвидация профильных некоммерческих организаций.
В ходе обмена мнениями был отмечен низкий процент сбора изношенных КГШ переработчиками, отсутствие достоверных данных как о реальных объемах образующихся отходов КГШ, так и о фактических объемах их утилизации.
Так, Антон Хамин, директор компании «Кузнецкэкология», считает, что в регионе реально перерабатывать до 50 тысяч тонн КГШ в год (при теперешних официальных объемах в 10-15 тысяч). И заодно он опроверг расхожее мнение, что в Кузбассе рынок переработчиков давно сформирован и они дерутся между собой за клиентов. По его словам, развитию отрасли в регионе мешает несколько обстоятельств, в том числе нехватка мощностей для переработки и отсутствие нормального рынка сбыта. Плюс угольные компании, основные поставщики КГШ, не рвутся сдавать отработанные шины на переработку, да и подчас скрывают реальную информацию по завозимым и сдаваемым на переработку шинам. А это, соответственно, не способствует появлению новых инвестиций в развитие производства.
Владимир Марьин, руководитель научно-методического центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» Минпромторга России, рассказал, где можно применять шины после переработки. Впрочем, для присутствовавших руководителей компаний-переработчиков эта информация откровением по большей части не стала. У них сейчас проблема — сбыть то, что получается на выходе после переработки. Причем трудности с поиском потребителя продукта они испытывают не первый год.
К примеру, Владимир Ковалев, бывший заместитель губернатора Кемеровской области по экологии, напомнил, что еще в 2007-2008 годах в регионе проводилась большая работа по поддержке переработчиков шин. Но…
— В итоге мы столкнулись с тем, что резиновую крошку, на тот момент основной продукт, получавшийся после переработки, отказались брать дорожники: мол, гудроны получаются не те. Переубедить их не удалось. И из-за отсутствия сбыта развитие отрасли переработки шин затормозилось.
Как отметила Екатерина Волынкина, президент Кузбасской ассоциации переработчиков отходов, сегодня в организацию входят только четыре компании, занимающиеся переработкой шин в регионе. По ее данным, это меньше половины из известных.
— Понятно, что коммерческие цели у всех разные. И все-таки, на мой взгляд, нужно компаниям объединить усилия, чтобы пробивать решение своих вопросов. А отработанных шин на всех должно хватить, — считает она.
В ходе дискуссии было предложено разработать региональную систему мониторинга обращения с изношенными шинами и создать рабочую группу по решению проблемы вовлечения в переработку крупногабаритных шин при областном департаменте природных ресурсов и экологии, с привлечением в ее состав представителей органов федерального и регионального экологического надзора, Министерства промышленности и торговли и отходоперерабатывающих предприятий, Союза производителей и импортеров шин «ЭкоШин-Союз», угольных компаний.
Ученые приглашают
Итогом конференции стала резолюция, в которую вошел перечень рекомендаций, позволяющих улучшить экологию региона.
Ученые, в частности, предложили наладить сотрудничество с администрацией Кемеровской области и организовать на территории области многолетний, системный экологический мониторинг на основе данных дистанционного зондирования Земли и данных локальных наземных исследований, которые помогут управлять и контролировать техногенное воздействие на окружающую среду.
— Я доволен результатами конференции: получился не обычный научный междусобойчик, а обмен мнениями между учеными, производственниками, представителями власти. Мы показали угольщикам, где их слабые места, дали рекомендации, что можно сделать для улучшения экологии — и теперь ответ за ними, — подвел итог работы Вадим Потапов.
Александр ПОНОМАРЁВ