Сергей Цивилев:

«Мы отстояли угольную промышленность»


Губернатор Кузбасса 23 ноября выступил с бюджетным посланием к региональному парламенту, в ходе которого подвел итоги за 2022 год и представил планы развития на 2023-25 годы

Впрочем, по сути, он отчитывался за куда больший временной период — с момента начала своей работы в качестве кузбасского лидера, о чем и напомнил в самом начале своего выступления:

— То, чего мы добились за последние четыре с половиной года, то, каким стал Кузбасс, — наша общая заслуга.

Среди обозначенных перспективных направлений работы регионального правительства — активное развитие туризма. Туристическая привлекательность, как ожидается, с одной стороны будет работать на имидж Кузбасса, а с другой — стимулировать развитие смежных отраслей (транспорт, торговля, сфера услуг, строительство и другие) и создание тысяч новых рабочих мест. При этом губернатор намерен создать в промышленном регионе всесезонный курорт, входящий в топ-5 мирового уровня. Будут привлекать инвестиции и в другие сферы. Как сообщил Сергей Цивилев, только крупные предприятия региона в течение ближайших трех лет намерены реализовать более четырехсот инвестиционных проектов, что дополнительно привлечет в экономику более триллиона рублей благодаря предложенным бизнесу особым льготным условиям и налоговым преференциям.

Также в бюджетном послании губернатор отметил значительный рост сельского хозяйства, пищевой промышленности, машиностроения. И особо подчеркнул, что предприятия активно модернизируются для выпуска импортозамещающей продукции. К примеру, машиностроители из Кемерова вместе с коллегами из Томска и Донбасса создали первый импортозамещающий проходческий комбайн.

Плюс 120 миллиардов

Но, конечно, глава региона немало внимания в бюджетном послании уделил базовой отрасли Кузбасса — угольной, от которой по-прежнему во многом зависит состояние региональной экономики. Он подчеркнул:

— Самое главное достижение этого года — мы отстояли угольную промышленность и угольную генерацию в России.

И благодаря этому, несмотря на все внешние ограничения, Кузбасс продолжает развитие.

— Ключевую роль в региональной экономике продолжает играть угольная промышленность. Энергетический кризис 2021-2022 годов вызвал небывалый рост цен на уголь: на энергетический — в 2,2 раза, на коксующийся — в 1,7 раза. Высокие цены на уголь позволили нарастить налоговые поступления: пополнение консолидированного бюджета ожидается в размере около 120 миллиардов рублей — в 1,8 раза больше, чем в прошлом году. В угледобывающей отрасли Кузбасса занято более 90 тысяч человек. Уголь является основой для многих сопряженных производств — металлургии, химии, энергетики. Угольщики обеспечивают заказами предприятия машиностроения, же­лезно­дорожного транспорта, строительного комплекса. С учетом работающих в смежных отраслях от положения дел в угольной отрасли зависят около трети трудящихся Кузбасса, — отметил Сергей Цивилев.

В развитие региональной угледобычи в нынешнем году будет инвестировано около 115 миллиардов рублей, что соответствует объемам прошлого года. А в ближайшие три года в Кузбассе будет введено 10 новых объектов угольной отрасли, на которых создадут более 3 тысяч новых рабочих мест.

Также объявлено о завершении строительства и реконструкции 12 очистных сооружений на угольных предприятиях до конца года. В течение следующих трех лет реализуется еще 17 очистных проектов с объемом инвестиций порядка 2 миллиардов рублей.

Как проехать на восток?

Однако ни угольщикам, ни властям региона пока не удается решить главную проблему — с вывозом угля в должных объемах. Ситуация серьезно обострилась после введения антироссийских санкций и запрета с 10 августа поставок российского угля в страны Евросоюза.

По оценке Сергея Цивилева, угольщики нашли новые рынки сбыта, но «по-прежнему главной проблемой остается вывоз угля по железной дороге». С введением против России западных санкций поставки многих экспортных грузов переориентировались с Запада на Восток, это касается не только угля, но и металла, древесины, удобрений и прочего. К примеру, по итогам второго квартала рост грузоперевозок превысил 26%, если сравнивать показатели с прошлогодними. Причем росли не только объемы, но и число новых пользователей инфраструктуры — железнодорожники их насчитали более семисот.

В результате Байкало-Амурская магистраль оказалась не готова к такому потоку перевозок: она и раньше была перегружена, а ее возможности использовались на сто процентов.

Губернатор подчеркнул, что увеличение вывоза угля в восточном направлении остается важнейшим вопросом для региона, который власти Кузбасса будут отстаивать на всех уровнях.

В нынешнем году ОАО «РЖД» вывезет на восток из Кузбасса 48,5 миллиона тонн угля при плане в 58 миллионов тонн, которые должны были быть вывезены в соответствии с поручением президента РФ. Отставание, очевидно, будет и в дальнейшем:

— В 2023 году в соответствии с поручением из Кузбасса должно быть вывезено в восточном направлении 63 миллиона тонн. «РЖД» предлагает вывезти 52,5 миллиона тонн. При этом наши угольщики могут намного больше добывать и поставлять продукции потребителям, — констатировал Сергей Цивилев.

Напомним, что проблемы Восточного полигона в нынешнем году не раз озвучивались на самых разных совещаниях и форумах. 7 сентября, к примеру, выступая на ВЭФ во Владивостоке, президент РФ Владимир Путин признал, что прежнее решение не расширять Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали было принято ошибочно из-за недооцененных объемов перевозок, прежде всего угля, на восточном направлении. Сам губернатор Кузбасса на том же экономическом форуме предложил передать функции строительства Восточного полигона Минстрою РФ, оставив за «РЖД» только функции эксплуатации и капитального ремонта.

— Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно на протяжении многих лет не выполняем подписанные программы по Восточному полигону, — заявил тогда Сергей Цивилев.

Но уже после бюджетного послания, общаясь с журналистами, губернатор сообщил, что никакой реакции на это предложение так и не последовало.

3 ноября Сергей Цивелев направил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой оказать содействие в вывозе угля на экспорт.

Не допустить введения пошлины

Еще одна серьезная проблема для угледобывающего региона, как отметил Сергей Цивилев, — это планы по введению экспортной пошлины на уголь в 2023 году.

В результате, как отметил губернатор Кузбасса, фискальная нагрузка на угледобывающие предприятия в регионе в 2023-2024 годах будет увеличена на 60 миллиардов рублей. В условиях санкций и роста транспортных расходов это создаст дополнительные трудности для развития угледобывающих предприятий. Региональный бюджет недополучит порядка 10,2 миллиарда рублей.

Сергей Цивилев подчеркнул, что в первом чтении проекта закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» эта пошлина запланирована. В связи с этим на всех возможных площадках кузбасские власти пытаются вести активную работу с правительством РФ, Министерством финансов и Министерством энергетики России, чтобы не допустить ее введения.

Напомним, что в начале октября, выступая на угольном форуме в Кемерове, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов сообщил, что средняя цена продажи российского угля по контрактам составляет 130-140 долларов за тонну, а цена отсечения, при которой могла быть введена экспортная пошлина, обсуждалась на уровне 150 долларов и выше. Поэтому, как отметил первый вице-премьер, вряд ли что-то удастся собрать с угольщиков за счет экспортной пошлины.

По словам Андрея Белоусова, общий объем дополнительных поступлений в бюджет от пошлины на уголь был запланирован на уровне около 30 миллиардов рублей.

А за неделю до бюджетного послания и вовсе появилась информация, что кабмин РФ решил не вводить экспортные пошлины на уголь с января следующего года, но продолжит следить за конъюнктурой рынков в первом квартале. Об этом сообщил статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.

Несмотря на временный отказ от пошлины, угольным компаниям все-таки не удастся избежать роста налоговой нагрузки. С 1 января по 31 марта 2023 года повышаются ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для антрацита, коксующегося угля и энергетического угля.

Александр ПОНОМАРЕВ


2024-МАЙНИНГ